Автор: Данилова Линда Шамсуддиновна |
Жизнь в XXI веке обязывает усовершенствовать и менять всё на новый лад. Принимать кардинальные решения и действовать быстро, охватывая все сферы жизни человека: здравохранение, культура и отдых, безопасность, услуги, образование.
В данной статье мы остановимся на будущем системы инклюзивного образования, а именно рассмотрим, как изменится работа с обучающимися с нарушением зрительного восприятия.
Если традиционная система претерпит изменения, значит, это коснётся и инклюзивной.
Целесообразно было бы ввести в инклюзивную систему образования уроки на природе (воплощение идей В.А. Сухомлинского). Например, более полезно показать траву или цветок не в презентации и виртуальной экскурсии, а выходить на улицу и щупать, нюхать, слушать. Ведь у детей с нарушением зрительного восприятия получают более интенсивное развитие другие чувства, такие как обоняние, осязание и слух. Это поможет развить словарный запас, речевой аппарат, цветовосприятие, а также повысит познавательный интерес и мотивацию к обучению, также будет воспитывать уважительное отношение к природе, её богатствам. Проблемой сегодняшнего дня является, на наш взгляд то, что на данный момент, инклюзивная система ещё не настолько развита, чтобы прибегнуть к подобным методам обучения и познания. Сейчас больше опасаются за настоящее ребёнка, чем за будущее, забывая о том, что, став взрослым, он должен уметь жить в мире, сосуществовать в обществе. У него возникнут трудности, если он не начнёт с чего-то близкого, например, с природы, тогда он сможет не бояться окружающего мира.
Вероятно, для профессионального самоопределения будут организовываться экскурсии на производство, ученики будут внедряться в специальность (профессию) напрямую; будут проводиться ролевые игры и дни профессии раз в две недели и (или) раз в месяц, для повышения мотивации к овладению разными профессиями, а также для формирования интереса к различным специальностям, которые дети независимо от зрительного нарушения могут освоить. Для каждого класса будет создан свой список, и меняться он будет в соответствии с возрастом, потребностями, интересами и типом зрительных нарушений обучающихся. Данные виды деятельности можно включать не только в младшую школу, но и в старшую.
Важно, чтобы на протяжении всего периода обучения создавались условия для профессионального самоопределения с учетом современных запросов, интересов, возрастных особенностей и ограничений по здоровью.
В будущем станет более актуальным посещение организаций с разнообразным выбором профессий, например, «Кидбург. Город, где живут дети», организаций с целенаправленной профессиональной направленностью для людей с нарушением зрительного восприятия. Ученики смогут попробовать все профессии за один день и получить представление о каждой из них, а также сделать выводы о том, какая профессия подходит, а с какой могут возникнуть трудности.
Большое значение приобретут походы на несколько дней, ведь слабовидящие дети тоже должны уметь ориентироваться в лесной местности, уметь найти дорогу, если заблудятся, отличать съедобные ресурсы от несъедобных или ядовитых. Разумеется, всему этому обучают на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности, но там преобладают в большей степени теоретические знания.
Изменится и учебный кабинет. Школы уйдут от классической расстановки парт. Они будут выстроены в полукруг, а учительский стол будет стоять в центре: это создаст эффект близости и исчезнет ненужный барьер между учителем и учеником; постепенно будет уходить эмоциональное напряжение и дискомфорт у всех участников образовательного процесса, который будет эффективнее и продуктивнее.
В настоящее время в урочной системе специальных школ с направленностью обучения слабовидящих детей есть предмет – массаж. Однако предмет вводится с 10 класса, и для него не разработаны учебники, адаптированные для слабовидящих детей. В связи с этим обстоятельством многие обучающиеся, изучая данный курс с последнего года обучения в школе, не видят практической значимости в овладении данным предметом и считают его бесполезным. Решение будет найдено в создании печатных пособий, адаптированных для обучающихся с нарушением зрительного восприятия с учётом особых образовательных потребностей. Изучаться данный предмет будет, начиная со средней школы – с 8 класса. А также, начиная с 7 класса, будут проводиться профориентационные беседы о значении этого предмета в школьной программе и в жизни, чтобы многие ученики могли впоследствии связать свою жизнь с профессией массажиста. Будут проводиться интересные занятия для подготовки учеников к данному предмету, а также профессии.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что, так как каждая составляющая системы образования важна и требует внесения необходимых, своевременных изменений, то изменения должны коснуться не только традиционной, но и инклюзивной системы. А вноситься изменения должны не только в учебный процесс, но и во внеучебный. Проблемы, с которыми сталкивается инклюзивная система образования, должны решаться с учётом того, как это пригодится в будущем, какую профессию он сможет освоить без трудностей, а самое главное, как помочь ему приспособиться к жизни в обществе. Решения необходимо принимать с учётом возрастных особенностей, современности и интересов обучающихся.
>>>Скачать все материалы публикации