Автор: Панева Екатерина Ивановна |
Формирование связной речи детей дошкольного возраста через развитие навыков пересказа сказок с использованием мнемотехники.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Прислушавшись к мнению великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемо́ника – в переводе с греческого — искусство запоминания). Это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Связная речь— смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Пересказ — письменное или устное изложение какого-нибудь текста.
С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
- Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки.
- Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность);
Начинали мы работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета сказки.
При пересказе сказок с использованием мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки по заданной теме.
Таким образом, хочется сказать, используя в работе мнемотехнику при пересказе сказок дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут составить мнемодорожки, мнемотаблицы. Значительно расширился активный словарь; улучшилась монологическая и диалогическая речь.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Каша из топора».
Программное содержание: Обучение детей замещению реальных предметов на символы.
Пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
Материал: Мнемокартинки, мнемодорожки, мнемотаблица по сказке. Цветная картинка «Каша из топора», игрушка – Незнайка.
Предварительная работа: Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание мнемокартинок (схем), составление мнемодорожек по сказке.
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций, беседа, выстраивание в логической последовательности серии картинок к сказке.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята.
Д: Здравствуйте.
(В группу забегает Незнайка с испуганным лицом просит детей).
Н: Здравствуйте ребята, как я рад, что я вас встретил, я хочу попросить вас о помощи. Мой друг Знайка подарил мне картинки из сказки, но когда я нечаянно споткнулся и упал, все мои картинки тоже упали на землю и перепутались. Теперь я незнаю, что это за сказка и как ее рассказать. Вы мне поможете ребята?
Д: Поможем.
В: Конечно Незнайка наши ребята тебе помогут, на прошлых занятиях мы с вами читали эту сказку, посмотрите, пожалуйста, на картинку скажите, как она называется.
Д: «Каша из топора».
Н: А вы что знаете эту сказку? И сможете мне помочь сложить картинки правильно и перескажите мне сказку?
Д: Да.
Н: Ребята. А как, мы с вы пробовали запомнить эту сказку?
Д: Мы рассматривали картинки и составляли дорожки.
В: Молодцы ребята. А как называются правильно эти дорожки и картинки?
Д: Мнемодорожки и мнемокартинки.
В: Молодцы. (Если дети не скажут, воспитатель напоминает сам).
Н: Как? Как?
Д: Мнемодорожки и мнемокоартинки.
Н: Вот это да. Надо запомнить.
В: Запоминай Незнайка. Наши дети много знают и многому тебя научать, только будь внимателен. А сейчас успокойся, не переживай и давай немножко отвлечемся, повторяй за ребятами.
Физминутка:
Солдат шел, шел, шел, (дети шагают на месте)
И к бабушке зашел.
Начал кашу варить? (круговые движения рук)
С топора варил, (рубим топором)
А потом посолил, (имитируем как будто солим)
И крупы положил, (потираем руки друг о друга)
Маслица закинул, (поглаживаем обе руки по очереди )
Каша просто диво!!!! (прогибаемся назад и гладим живот круговыми движениями).
В: Ну, а теперь ребята давайте поможем Незнайке. Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Это – мнемотаблица.
Н: А т с чего она состоит эта – мнемотаблица?
Д: Из мнемокартинок и мнемодорожек.
Н: А Что или кто изображено в таблице? Д: (солдат, бабушка, маслице, крупа и пр.)
-Почему в таблице изображен топор? Д: (каша из топора)
-Что означает капелька? Д: (вода)
-Что означает солонка? Д: (солдат попросил у бабушки соль для каши).
— Какой картинкой заканчивается сказка? Д: (полным горшком каши)
В: Молдцы, ребята. А теперь вы сами себе выберите мнемокартинки, посмотрите их внимательно и распределитесь сами на мнемодорожки. А потом будете смотреть на мнемотаблицу и по очереди, у кого какая картинка будете пересказывать сказку. А ты Незнайка внимательно слушай и запоминай.
Дети вытаскивают себе картинки, рассаживаются за столы (или стоят) по мнемодорожкам. Смотря на мнемотаблицу, сопоставляя свои картинки, пересказывают по очереди сказку.
Н: А вот, какая сказка изображена на моих картинках. Очень интересно ребята, вы мне ее рассказали. Какие вы молодцы. Как хорошо, что я пришел именно к вам. Без вашей помощи я бы никогда не справился. Спасибо вам большое ребята. Я, наверное, побегу к Знайке и скажу, что знаю, какую сказку он мне подарил. До свиданья, ребята!!!
Д: До свиданья Незнайка!!!
В: Ребята, какие вы молодцы. Так хорошо пересказали сказку Незнайке. А скажите, пожалуйста, как называется таблица, по которой вы пересказывали сказку? (мнемотаблица). А из чего состоит мнемотаблица? (мнемокртинок и мнемодорожек). А что, было трудным в пересказывании сказки? (ответы детей). Вам мнемотаблица помогла в пересказе сказки? (Да. С ней легче рассказывать сказку, потому что картинки помогают). Молодцы, ребята, я думаю, что Незнайка остался довольный и обязательно обратиться к нам еще за помощью. Всем спасибо.
>>>Скачать все материалы публикации