Автор: Малахаева Светлана Владимировна |
Аннотация: В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности на примере знакомства детей-дошкольников с историей быта своего народа, с изучения культуры народа коми. Описываются краткие характеристики владения детьми старшего дошкольного возраста патриотическими ценностями.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект, дошкольники, образовательная деятельность, любовь к родине, дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи, культура и быт, малая родина.
Актуальность:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и быт своих предков. Именно знания об истории Коми края, его культуре, традициях, быте поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру и быт своих предков – народа Коми Республики.
Проблема: Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды.
Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
По словам А. Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной, красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».
Не секрет, что представления выпускников детского сада о коми культуре отрывочные поверхностные. В чём же дело?
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с историей быта своего народа.
Однако, несмотря на важность данного вопроса, работа носит не систематический характер. Поэтому мы решили раскрыть данные задачи через проект.
Тип проекта: информационно – познавательный.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, руководитель кружка по краеведению, родители, дети подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: расширение и систематизация представлений о жизни и быте коми народа у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Задачи:
- Закрепить представление о коми избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного коми быта; внутренним обустройством избы, утварью (печь, посуда, коромысло и т.д.).
- Продолжать формировать у детей познавательный интерес к истории и быту народа Коми
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к познавательной активности, исследовательской и творческой деятельности.
- Способствовать формированию социально-коммуникативных навыков при помощи игровых подходов и народных игр.
- Способствовать обогащению и активизации словаря у детей, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
- Вызвать интерес к предметам прошлого, развивать любознательность.
- Воспитывать чувство гордости за свой родной край и уважение к людям проживающим в Республике.
Основная часть
Предполагаемый результат проекта:
- Формирование дружного, сплоченного коллектива (социально – активные воспитанники и их родители, способные доброжелательно общаться друг с другом и окружающими);
- Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Повышение педагогической, коммуникативной культуры родителей, их заинтересованности к исследовательской и творческой деятельности;
- Активизация словаря у детей, формирование социально-коммуникативных качеств, умение взаимодействовать в коллективе, умение высказывать свою точку зрения, выполнять творческие задания.
- Формирование у детей любви, чувства патриотизма и гордости за место, в котором они родились, в котором живут (малой родине).
Организация деятельности над проектом.
- экскурсия в коми мини-избу ДОУ;
- образовательная деятельность «В гостях у коми ань» в коми мини-избе группы;
- образовательная деятельность познавательно-исследовательская деятельность «О чем рассказала береста»;
- рисование, пластилинография;
- разнообразные дидактически игры Лэпбук «Люблю тебя, мой край родной»
- чтение художественной литературы, стихотворений коми писателей и поэтов
- просмотр альбомов, презентаций и видеороликов о быте народа коми: «Коми утварь»;
- рассматривание иллюстраций, рассматривание подлинных изделий народного искусства, альбомов, открыток.
- оформление выставки творческих работ.
- Чтение сказки «Девочка с веретенце», музыкальная артикуляционная и пальчиковая гимнастика «В гости к бабушке»
- Сюжетно-ролевая игра «Коми семья».
- Оформление выставки совместных творческих работ в мини – музее на тему «Жизнь и быт народа коми».
- Рекомендации для родителей«Как знакомить детей с родным Коми краем», брошюра для родителей «Знакомство с Коми орнаментом».
Описание проекта.
Мы познакомили родителей с замыслом проекта, предложили поучаствовать в создании группового альбома «Моя малая родина», где каждая семья создает рассказ о своем доме, уголке природы. А так же совместно с родителями пополнили предметную среду коми мини-избы группы. Подобрали художественную, методическую, энциклопедическую литературу, а так же изготовили Лэпбук «Люблю тебя, мой край родной», в содержание которого входят разнообразные дидактические игры, создание альбомов, презентаций и видеороликов о быте народа коми. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель – создать в группе такую предметно-развивающую среду, которая помогла бы формировать у детей основы будущего гражданина, а также способствовала бы развитию речи детей, так как основная задача логопедических групп — это формирование речи детей. А нашими первыми помощниками были сами родители.
Была организована выставка совместных творческих работ детей и родителей в мини – избе группы на тему «Жизнь и быт народа коми»
В родительский уголок оформили папки-передвижки, брошюры, журнал «Люби и знай, свой Коми край», рекомендации и консультации для родителей по ознакомлению детей со своей малой родиной и традициями, легендами, сказками и бытом коми народа.
В зоне библиотеки мы продолжили выставлять подборку книг по теме, причём книги как художественные, так и энциклопедические. Здесь же мы размещали наборы картин, иллюстраций, открыток, плакаты и альбомы по лексической теме.
В зоне обучения мы проводим комплексные занятия по разным видам деятельности. Поскольку у наших детей внимание рассеянное, неустойчивое, все занятия проводятся по определенному сценарию или сюжету, или в игровой форме. Прежде чем проводить занятие, мы с учителем-логопедом обговариваем лексическую тему, те речевые задачи, которые необходимо решить на данном этапе работы, после чего определяются задачи по развитию познавательных процессов, и уже потом вырабатываются приёмы и методы, посредством которых эти задачи будут решаться. Таким образом, на всех этих занятиях решаются как познавательные задачи, так и речевые. В образовательной деятельности систематически организуем просмотр презентаций, видеороликов, фрагментов видеофильмов, которые самостоятельно создаем в соответствии с изучаемой темой. Так как ведущий вид деятельности ребёнка — игра, то и занятия проводятся с использованием большого и разнообразного количества дидактического материала и интерактивных дидактических игр, а также комплексы логоритмической и артикуляционной гимнастики в соответствии с лексической темой.
В рамках данного проекта воспитатели организовали образовательную деятельность во всех видах деятельности по теме. Была проведена экскурсия в коми избу ДОУ. Просмотр альбомов. Просмотр презентаций и видеороликов: «Коми изба», «Коми утварь».
ОД экскурсовода Национального музея Республики Коми «Туесок, чугунок и ложка». Познавательно-исследовательская деятельность «О чем рассказала береста». Провели артикуляционную и музыкальную пальчиковую гимнастику «Чум» с использованием предметов быта: веретено, солонка-утица и др. Отрабатывали грамматические категории. Рисовали «Утицу-солонку», «Улица моего района Лесозавод» и лепили «Туесок».
После экскурсии в коми мини-избу к коми ань дети выступили в роли «членов коми семьи»: кололи дрова, раздували и оберегали огонь, воспитывали непослушных детей, накрывали на стол и т.д.
Мы убедились, что с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, в силу определённых особенностей, проектная деятельность приносит большой результат, способствует повышению у детей познавательного интереса, укреплению внутрисемейных отношений, таких понятий как любовь к Родине, а также обогащению и активизации словаря, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Надо отметить, что и педагоги, и родители обогатили свой опыт в области патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Наши предположения о том, что проектная деятельность для достижения задач по дальнейшему развитию патриотических качеств у детей с ОВЗ будет эффективной, оправдались.
Ниже, мы представляем план мероприятий проекта.
План мероприятий проекта
Дни недели | Совместная деятельность | Участники |
Понедельник | Экскурсия и беседа о жизни и быте народа коми в коми избе ДОУ.
Поиск информации о жизни и быте народа коми. Рассматривание иллюстраций и книг. Разучивание музыкальной пальчиковой гимнастики «Чум». Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики по теме. |
Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители |
Вторник | ОД экскурсовода Национального музея Республики Коми «Туесок, чугунок и ложка»
Чтение произведений по теме. Отработка грамматических категорий. Музыкальная пальчиковая гимнастика «Чум». Коми подвижная игра «Кот и хозяйка» Рисование «Утица-солонка» |
|
Среда | Отработка грамматических категорий
Дыхательная и артикуляционная гимнастика «В гости к бабушке» Работа с Лэпбуком «Люблю тебя, мой край родной» — дидактические игры «Домино», «Найди названный предмет» Познавательно-исследовательская деятельность «О чем рассказа береста» |
Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители |
Четверг | Пластилинография «Туесок»
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Анализ слов. Игра в парах «Золотое лукошко» Сюжетно-ролевая игра «Коми семья». |
|
Пятница | Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
Составление рассказа по теме. Создание картины «Улица моего района Лесозавод» Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей. |
Результат:
В результате реализации данного проекта у детей значительно повысился познавательный интерес и уровень представлений об истории и быте народа Республики Коми, появилось еще большее уважение и чувство гордости за свою малую Родину. Значительно обогатился и активизировался словарный запас. Дети научились отличать сказки от легенд и мифов. Дети познакомились с изделиями и мастерами народно-прикладного творчества. В процессе образовательной и театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр у детей формировались социально-коммуникативные качества такие как: умение выслушать, предложить свою точку зрения, тактично отстаивать ее и соглашаться с мнением других, умение поддерживать диалог, беседу.
У родителей повысилась заинтересованность и компетентность в вопросах речевого развития и основ патриотического и этнокультурного воспитания.
Обеспечение:
Материально-техническое: видеоматериалы, фотографии, фотоальбомы, картон, клей, цветная бумага, краски, проектор, фотоаппарат, магнитофон, система мультимедиа, ноутбук, планшет.
ЛИТЕРАТУРА
- Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. — Сыктывкар, Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем II часть: Методические рекомендации в трёх частях/л.д.
- Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. — Сыктывкар Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем III часть: Методические рекомендации в трёх частях/л.д.
- Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. — Сыктывкар Ознакомление с окружающим миром.
- Лаврова Л.Н. Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебно-методическое пособие / Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарёва. 2-е изд. Липецк: ЛИРО, с. 18.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ С Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем I часть: Методические рекомендации в трёх частях/л.д.
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий/авт.-сост. Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачёва. Волгоград: Учитель, с. 27.
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера с. 28
>>>Скачать все материалы публикации