Автор: Ефимова Ольга Владимировна Дата публикации: 12.02.2018 |
Всё наиболее важное, чем обладает человечество- культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей- всё это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей страны зависит от степени духовно- нравственного состояния каждого её обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.
Духовность личности — это система её ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Иначе говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. Главная задача учителя — научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя. Процесс воспитания- взаимно духовно обогащающий. Родители, учителя и дети — равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления. [1]
В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой программы исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:
— в процессе обучения (урочная деятельность)
— в направлениях развития личности (внеурочная деятельность) [4].
Учитывая интересы детей и родителей, внеурочная деятельность в моём классе была разработана на основе программы «Мы- семья» .
Семья- это источник нравственности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов.
Программа «Мы — семья» разработана для организации внеурочных занятий по художественно-эстетическому направлению деятельности учащихся. Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста с 1-го по 4 класс и учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественно-эстетического образования и духовно — нравственного воспитания школьников.
Хотелось бы остановиться на основных формах организации сотрудничества детей родителей и школы:
- коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности. ( » Рождественские игрушки», поделки к Вербному Воскресению и Пасхе, которые были переданы в Храмы города)
- детско-родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия, вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, знакомят родителей с портфолио учеников, семейные паломничества);
- совместные экскурсии (посещение храмов, монастырей, выставок, театров, музеев) и виртуальные экскурсии ;
- классные часы, проводимые родителями на тему: “Календарь семейных профессий», «Мы- за здоровое питание»;
- информационно-практическое занятия, сочетающее в себе фронтальную лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и выполнение тренинга — практического задания, направленного на решение педагогических задач и конфликтных ситуаций;
- художественное образовательное событие — итоги занятий подводятся в форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов, праздников (например, «Семейный ковёр», «Семейный пирог», спортивные соревнования и др.) учебный и воспитательный эффекты художественного события для автора произведения обусловлены встречей со зрителем, с отношением последнего к авторскому произведению. [2]
Духовно — нравственное развитие неотделимо от курса «Основы православной культуры». Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Целью данного курса является создание системы формирования духовно- нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. [3] Следует отметить свои формы внеурочной работы с детьми в рамках данного курса:
— экскурсии в храмы и монастыри, туристические поездки;
— проекты о православных праздниках и православных святых;
— организация выставок поделок и конкурсы рисунков к Рождеству и Пасхе;
— проведение совместных праздников школы и общественности;
— проведение благотворительных акций;
— участие в олимпиадах по ОПК, проводимые Православным Свято — Тихоновским Гуманитарным Университетом;
— просмотры фильмов и презентаций по ОПК;
— встречи с настоятелями храмов;
— совместная работа с родителями.
Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. И очень важно поддерживать стремления, учить детей жить в мире и согласии с людьми, природой.
Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!
Духовно- нравственно развивать и воспитать человека- значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией и Богом.
Хотелось закончить словами Святейшего Патриарха Кирилла:
«От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».
Список литературы:
- E.Е. Витовская » Основы духовности и нравственности поведения»/ Начальная школа, 1993,С.47-51.
2.Ефимова О.В. «Развитие совместной художественной творческой деятельности в системе » Семья -Школа» (учебно-методическое пособие)/ Р/Дону.С.3- 5.
3.Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики.4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений./ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.С 4-5.
- Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей — М., ТЕИС, 2007.
Скачать материалы публикации:
>> Статья