Организация внеурочной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни

 

Автор: Ефимова Ольга Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Тип: Статья
Тема: Организация внеурочной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни

Дата публикации: 12.02.2018

 

Всё наиболее важное, чем обладает человечество- культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей- всё это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей страны зависит от степени духовно- нравственного состояния каждого её обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.

Духовность личности — это система её ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Иначе говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир.  Главная задача учителя — научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя. Процесс воспитания- взаимно духовно обогащающий. Родители, учителя и дети — равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления. [1]

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.          При реализации этой программы  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:

— в процессе обучения (урочная деятельность)

— в направлениях развития личности (внеурочная деятельность) [4].

Учитывая интересы детей и родителей, внеурочная деятельность в моём классе была разработана на основе программы  «Мы- семья» .

Семья- это источник нравственности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов.

Программа «Мы — семья» разработана для организации внеурочных занятий по художественно-эстетическому направлению деятельности учащихся. Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста с 1-го по 4 класс и учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественно-эстетического образования и духовно — нравственного воспитания школьников.

Хотелось бы остановиться на основных формах  организации сотрудничества детей родителей и школы:

  • коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого    продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности. ( » Рождественские игрушки», поделки к Вербному Воскресению и Пасхе,  которые были переданы в Храмы города)
  • детско-родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия, вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, знакомят родителей с портфолио учеников, семейные паломничества);
  • совместные экскурсии (посещение храмов, монастырей, выставок, театров, музеев) и виртуальные экскурсии ;
  • классные часы, проводимые родителями на тему: “Календарь семейных профессий», «Мы- за здоровое питание»;
  • информационно-практическое занятия, сочетающее в себе фронтальную лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и выполнение тренинга — практического задания, направленного на решение педагогических задач и конфликтных ситуаций;
  • художественное образовательное событие — итоги занятий подводятся в форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов, праздников (например, «Семейный ковёр», «Семейный пирог», спортивные соревнования и др.) учебный и воспитательный эффекты художественного события для автора произведения обусловлены встречей со зрителем, с отношением последнего к авторскому произведению. [2]

Духовно — нравственное развитие неотделимо от курса «Основы православной культуры». Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

Целью данного курса является создание системы формирования духовно- нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. [3] Следует отметить свои формы внеурочной работы с детьми в рамках данного курса:

— экскурсии в храмы и монастыри, туристические поездки;

— проекты о православных праздниках  и православных святых;

— организация выставок поделок и конкурсы рисунков к Рождеству и Пасхе;

— проведение совместных праздников школы и общественности;

— проведение благотворительных акций;

— участие в олимпиадах по ОПК, проводимые Православным Свято — Тихоновским Гуманитарным Университетом;

— просмотры фильмов и презентаций по ОПК;

— встречи с настоятелями храмов;

— совместная работа с родителями.

    Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. И очень важно поддерживать стремления, учить детей жить в мире и согласии с людьми, природой.

Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!

Духовно- нравственно развивать и воспитать человека- значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией и Богом.

Хотелось закончить  словами Святейшего Патриарха Кирилла: 

«От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».

 

Список литературы:

 

  1. E.Е. Витовская » Основы духовности и нравственности поведения»/ Начальная школа, 1993,С.47-51.

2.Ефимова О.В. «Развитие совместной художественной творческой деятельности в системе » Семья -Школа» (учебно-методическое пособие)/ Р/Дону.С.3- 5.

3.Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики.4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений./ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.С 4-5.

  1. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей — М., ТЕИС, 2007.

Скачать материалы публикации:
>> Статья