Метод «Погружения» на уроках истории и обществознания.

 

Автор: Колмакова Анастасия Сергеевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Тип: Статья
Тема: «Метод «Погружения» на уроках истории и обществознания.»

Дата публикации: 12.02.2018

 

  На сегодняшний день немногие учителя могут похвастаться, что предмет История и Обществознание являются одним из любимых среди учеников. Сухой материал учебника, сжатые факты, множество дат и событий, большое количество страниц в учебнике, рабочие программы, и наконец подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ- усложняют учителю сделать предметы интересными для детей.

Однако, метод «Погружения» в изучаемую эпоху через воспоминания современников, видео, фото, музыку – делают урок неповторимым и интересным. Создается особое психологическое поле и совместное в нем проживание учителя и ученика. Данный метод- дает возможность изменить структуру материала, переходить к различным видам деятельности учащихся, менять нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Обучение методом «Погружения» снимает такую форму давления со стороны преподавателей как оценка. Дети становятся спокойнее и уверенней. Предполагаются стимулирование творческой продуктивности. Сущность метода «погружения» заключается в повышении эффективности решения учащимся учебных задач путем эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, тем самым обеспечивается существенное обострение памяти, рост объема активизируемой информации, повышение скорости запоминания и воспроизведения. Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксация на занятиях; единство сознательного подсознательного; двустороннюю связь в процессе обучения. Поскольку в этой методике обучение не рассматривается как тяжкий труд, -то и вопроса о перерывах для отдыха не возникает. От легкого и приятного усвоения всё большего материала возникает ощущение наслаждения. Обучение организуется таким образом, что не сопровождается каким-либо напряжением. Преподаватель организует своевременное получение информации об усвоении учащимися материала и учитывает возможности каждого. Прилагаются специальные усилия для создания и использования авторитета преподавателя с целью поддержание у учащихся уверенности в успехе и радостной атмосфере в процессе обучения.
Учебный материал предлагается не только по средствам картин, схем, планов,- для одновременного логического восприятия и усвоения. Иногда этот учебный материал представляет собой снятые кинофильмы и пьесы, сочетающие в себе музыку, драму, и логические алгоритмы конкретного материала. Особенно важно включение элементов произведения искусства, поскольку они обладают не только педагогическим, но и психотерапевтическим, релаксационным воздействием, принцип внутреннего раскрепощения делает этот метод особенно продуктивным, для достижения этой цели привлекаются вспомогательные средства, в том числе вовлечение учащихся в пение, танцы, игры, опирающиеся разнообразные интонационные и ритмические компоненты. Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащихся «жить в данной ситуации», понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания материала.
Рассмотрим пример одного из уроков по методу «Погружения» , тема «Национальная принадлежность», ученики одной  хакасской нации в классе. Подготовка дома предполагает сообщение о традициях, обычаях, музыки, танцев и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, добавляют и урок проходит очень легко и непринужденно. Мы попробовали национальную кухню (талхан), вдохнули аромат душистой травы, которую добавляют в чай, узнали название месяцев в хакасском календаре, услышали песни на хакасском языке. Очень много интересного и познавательного узнали друг о друге. Выяснили, что традиции хакасского народа сохранились больше в деревнях у бабушек. На лицах детей не было напряжения и они слушали друг друга с удовольствием.
Подводя итог, хочется отметить, что предмет история и обществознание очень интересные предметы, если использовать правильно методы и приемы «погружения».

Литература:
1. Бергман К. Урок истории// Ярославский педагогический вестник, ГПУ им. Ушинского (компьютерная версия). 1999
2. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. –М., 1991.
3. Давыдов В. В. Теория развивающегося обучения. –М. : ИНТОР, 1999.
4. Ибрагимов Г. Опты концентрированного обучения в школе.// Народное образование.-19992. -№4 – С. 27-31
5. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М. : Политиздат, 1991.
6. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. – Краснодар, 1999.
7. Тойнби А. Постижение истории: Пер с англ. –М. :Прогресс, 1991.
8. Тойнби А. Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели…// Знание- сила. -1994.-8 №- С. 60-65
9. Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории// Методика к рабочим тетрадям для средней школы. –М. :Изд-во гимназии «Открытый мир», 1885 – С. 291-294.
10. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) //Преподавание истории в школе. – 1999. — №1 – С. 23-26.
11. Тубельский А.Н. Погружение- методика будущего. –М. : «Парсифаль», 1999.
12. Умбрашенко К. Б. развитие творческого мышления на уроках истории. // Преподавание истории в школе. -1996. -№ 2. – С. 30-36.
13. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. –М. , 1992.

Скачать материалы публикации:
>> Статья