Создание условий для самовыражения воспитанников в игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности.

 

Автор: Ляпина Оксана Анатольевна
Должность: Заместитель заведующего по ВОиМР
Тип: Методические рекомендации для педагогов и старших воспитателей
Тема: Создание условий для самовыражения воспитанников в игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности

Дата публикации: 12.02.2018

 

Методические рекомендации для педагогов и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

 «Создание условий для самовыражения воспитанников в игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности».

 Создание условий для самовыражения воспитанников в игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности.

Вместе с эмоциональным благополучием и психологическим комфортом на передний план в условиях внедрения ФГОС ДО выходит задача обеспечения возможности самовыражения воспитанников .

Самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением. Самовыражение способствует раскрытию творческих способностей. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими,

Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого .

Основными средствами самовыражения ребенка , проявления его уникальных возможностей является игра и творческая деятельность.

Музыка, танцы, изобразительная  и театрализованная деятельность побуждают детей к самовыражению. Понимая это и учитывая запросы родителей, а так же опираясь на коллектив творческих специалистов, способных предоставлять качественные услуги по художественно-эстетическому развитию дошкольников, в детском саду была разработана  часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Она представлена парциальными программами художественно – эстетического типа:

Программа  «Теремок» (театрализованная деятельность)

Программа «Пиноккио» (сценическая речь на английском языке)

Программа «Серпантин» (хореография)

Для реализации этих программ коллектив учреждения организовал развивающую среду, которая имеет колоссальное значение и ориентирована на   индивидуальные траектории развития дошкольников. Задачей педагогов организовать РППС таким образом, что бы ребенок имел возможность выбора  средств и путей самовыражения, проявления своей инициативы.

В художественном творчестве это выбор изобразительных средств и способов рисования. В уголках ИЗО к услугам детей предоставлены: акварель, пастель, сангина, гуашь, восковые  и угольные мелки, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага разных цветов  и текстуры , линолеум, зеркала , печатки, трафареты , волшебное стекло, песок (с подсветкой) ИКТ технологии , т.д.

Насыщенность центров детского творчества и доступность  позволяет детям проявлять свою индивидуальность  и способность к самовыражению

В процессе свободной самостоятельной деятельности дети сами выбирают способы изображения, в т.ч. и нетрадиционные, с которыми они знакомятся в процессе совместной образовательной деятельности.

  • Граттаж
  • Монотипия
  • Кляксография, ниткография
  • Рисование на мокрой бумаге, линолеуме
  • Выдувание из соломки
  • Рисование песком и на песке
  • Оттиски картофелем, листьями, смятой бумагой, поролоном, шишками, ладошками
  • Рисование с помощью «волшебного стекла», на зеркале
  • Рисование с использованием ИКТ


Созданные детьми работы становятся частью дизайна группы, способствуют  положительной самооценке детей, обеспечивают уютную обстановку.

Cамовыражение в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, служит средством самовыражения и самореализации ребенка, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом для социализации дошкольников.  Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра

Декоратора и бутафора

 

Гримера

Костюмера

 

Режиссера

и тем самым самовыразиться

Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

В связи с этим в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию  РППС , способствующей самовыражению в театрализованной деятельности и приведению ее в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

В течение года в ДОУ реализовывался проект по созданию нетрадиционных видов театров, сделанных  своими руками. Результатами этой работы стали обогащенные уголки ряжения и театрализации.

 

В детском саду к услугам детей большой арсенал разных видов театров как в муз. зале, так и в каждой группе, позволяющих детям проявить инициативу, творчество,  способности к самовыражению в различных ролях.

Это и всем известные театры:

Би-ба- бо,

Теневой

Настольный

Пальчиковые театры:

Руками воспитателей и родителей с участием детей изготовлены

нетрадиционные виды театров,  которые изготовили сами педагоги в ходе проекта по театрализованной деятельности.

На шариках   (вариант – попрыгунчики  — шары на резинке)                    На помпонах

Оригами – театр


Театр на сумке, театр в чемодане

 

Театры на тарелках, кружках

крышках

 

Ложках                                                                                                                                           Нагрудниках

Платках

 

Театры на прищепках,                                                                       медальонах

Уголки театрализации соответствуют принципам ФГОС ДО: они насыщенны, оборудование доступно, безопасно, отвечает требованиям многофункциональности,  трансформируемости. Каждый вид театра  можно использовать для решения задач пяти  основных образовательных областей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ежегодно в рамках кружков  по театрализованной деятельности «Теремок» и английского языка «Пиноккио» дети средних – старших групп имеют возможность раскрыть свои способности в спектаклях и инсценировках на русском и английском языке. В среднем, в год воспитанники учреждения проявляют свои актерские способности в 9 – 10 театрализованных представлениях по произведениям детской мировой литературы и народного творчества.

К развивающей предметно – пространственной среде, обеспечивающей самовыражение воспитанников в театрализованной деятельности,  относятся так же режиссерские игры и этюды, организуемы как музыкальным руководителем, так и педагогами в уголках театрализации.  Они направлены на развитие детского творчества и инициативы детей   Среди них:    «Звонкий день», «Заячий дом», «Музыкальный ежик», «Сказка с хорошим концом», «Загадка»  (см. приложение 6)

Самовыражение в музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность так же способствует самовыражению и индивидуальности детей. Здесь она может выражаться в выборе музыкальных инструментов для музицирования, интерпретации музыки в танцах, ритмических движениях, музыкально – игровой деятельности.

Одним из видов самовыражения для детей является рисование под музыку. Необычные рисунки получаются у ребенка при прослушивании записи звуков природы — поют птицы, шумит дождь и т.д.  Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.  Все это начинает позитивно влиять на эмоциональное состояние. Такое рисование позволяет ребенку передавать в рисунке свой внутренний мир, а так же донести свои переживания до взрослых.

Музыкально – игровая деятельность предоставляет детям широкие возможности для проявления индивидуальности и самовыражения

  • Музыкально – дидактические игры (см. приложение 6)
  • «Звучащий орнамент» (старший возраст)
  • «Играем в прятки» (старший возраст)
  • «Музыкальная математика» (старший возраст)
  • «Веселые матрешки» (младший возраст)
  • «Теремок» (младший возраст), «Волшебный сундучок» (младший возраст)

Музыкальные синестетические игры

  • «Нарисованный звук» (игра основана на синестезии с графическими образами, старший возраст)
  • «Бабочки» (игра основана на синестезии с тактильными образами, старший возраст)
  • «Сказочный лес» (игра основана на синестезии с графическими образами ,средняя группа)

Самовыражение в сюжетно – ролевых играх

Игра — важное средство самовыражения детей, проба их сил, социально — педагогическая форма детской жизни, это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Важная роль в дошкольной жизни ребенка в нашем  ДОУ отводится сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют жизнь взрослых и отношения между ними, общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. В связи с этим коллектив ДОУ стремиться создавать условия, обеспечивающие возможность  самовыражения детей в сюжетно – ролевой игре. При этом педагоги опираются на принципы: учет гендерной специфики, трансформируемость, насыщенность, возможность свободного выбора материалов, поддержка детской инициативы, уважение потребностей детей, полифункциональность

  • В группах оборудованы центры сюжетно – ролевых игр для мальчиков и девочек, с предоставлением широкого спектра ролевого разнообразия, атрибуты и костюмы выставлены в открытом доступе, они позволяют детям проигрывать различные социальные роли в зависимости от их инициативы. Многофукциональность и трансформируемость материалов дает простор для фантазии и реализации замыслов воспитанников , обеспечивают возможность выбора ребенка игры, атрибутов, развития сюжетов.

Заключение:

Созданная РППС положительно отражается развитии детей, их эмоциональном благополучии, обеспечивает возможность самовыражения. По наблюдениям родителей, педагогов   и данным педагогической диагностики у  воспитанников  проявляются возрастные характеристики, соответствующие целевым ориентирам , указанным в ФГОС ДО :

  • Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самим себе, обладают чувством собственного достоинства;
  • Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
  • Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
  • Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; Дети достаточно хорошо владеют устной речью, знакомы с произведениями детской литературы, проявляют любознательность

Приложение 1

Тезаурус

«Развивающая предметно-пространственная среда  (РППС)– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»[1]. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»

Содержательно — насыщенная РППС— должна включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Трансформируемая РППС – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональная РППС – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

Доступная РППС – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасная РППС – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Мобильность пространства РППС — разделение на зоны при помощи различных элементов (некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр.)

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора деть- ми разных видов деятельности. Дидактическая ценность  РППС-  качество  РППС , которое указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

Эстетическая ценность —  качество  РППС , которое  подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно- образовательных задач общеобразовательной программы ДОО

Функциональные аспекты оборудования пространства ДОО- акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения

Факторы негативного воздействия — игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.

Автодидактичность – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Индивидуализация — это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей воспитанников во всех его формах и методах.

Эмоциональное благополучие– это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.

Самореализация —  одна из высших духовных потребностей, направленная на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на повышение своей деятельности.

 Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Приложение № 2

Модель психологически комфортной предметно – развивающей среды, обеспечивающей возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие

 

Приложение № 3

Тест по теме

«Моделирование комфортной предметно – развивающей среды в ДОУ, соответствующей ФГОС ДО»

Цель:

Выявление  и обобщение знаний воспитателей и специалистов требований ФГОС ДО к РППС.

1.задание.

Выберите один или несколько правильных определений развивающей  предметно-пространственной среды

  1. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
  2. Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)
  3. Развивающая предметно-пространственная среда – это универсальный набор игрушек, мебели, предметов обихода и гигиены в группе

2 задание

В ФГОС ДО четко прописаны принцы развивающей среды. Перечислите их и раскройте.

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5.__________________________________________________________________________

6.__________________________________________________________________________

 

3 задание.

Перечислите факторы, влияющие на эмоциональный комфорт РППС  в группе.

__________________________________________________________________________

4 задание.

Вычеркните неправильный ответ.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

  • соответствие общеобразовательной программе ДОО;
  • соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • учет настроения воспитателя
  • вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • наличие свободного доступа детей к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  • соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН
  • учет месторасположение детского сада в микрорайоне
  1. задание.

С помощью каких средств обеспечивается мобильность РППС?

_________________________________________________________________________________

6 задание

Выберите 1 или несколько правильных ответов:

При создании РППС учитывается

  1. Гендерная принадлежность детей
  2. Возрастные и индивидуальные особенности
  3. Национально-культурные особенности

7 задание

В каких видах деятельности  и  как обеспечивается возможность самовыражения воспитанников с использованием развивающей среды в вашей группе?

___________________________________________________________________________

8 задание.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

 

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

[1] П. 3., п.п. 3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).

Скачать материалы публикации:
>> Методические рекомендации