Комплексный подход к формированию компетенций по электротехническим специальностям.

 

Автор: Дружинина Оксана Валериевна
Должность: Преподаватель электротехнических дисциплин 
Тип: Статья 
Тема: Комплексный подход к формированию компетенций по электротехническим специальностям.

Дата публикации: 12.02.2018

Основной целью профессионального учебного заведения является подготовка компетентных специалистов, обладающих адекватными умениями и навыками для удовлетворения потребностей рынка труда, способных реализовать в профессиональной деятельности свои знания и способности, а также обобщенные способы выполнения действий.

Компетентностный подход усиливает практикоориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи.

На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у студента ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма.

Но компетентность складывается из многих составляющих, включающих в себя не только профессиональные навыки, но и  общую культуру, кругозор, аналитические и исследовательские знания и умения, умение работы с чертежами, текстами и мн.др.

В связи с этим возникла необходимость комплексного подхода к формированию компетенций у студентов по дисциплинам электротехнического профиля. Для решения данного вопроса в соответствии с планом работы над методической темой, были выделены ряд этапов:1.    Этап–«Информационно-аналитический».2.    Этап — «Организационно-практический».3.    Этап — «Опытно-экспериментальный».Первый этап.

На 1 этапе осуществляется диагностика уровня учебных умений учащихся для определения степени готовности к решению образовательных задач. На основе мониторинговых исследований составляется программа работы, осуществляется разработка контрольно-оценочных средств.

Названная работа осуществлялась не только в учебных рамках, но и была ориентирована на подготовку к Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО, а так же на создание методических разработок, которые могут быть применены в учебном процессе и для начинающих специалистов в области электроснабжения.

Второй этап.

В рамках работы на втором этапе был организован и проведен отборочный тур для  Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по УГС 13.00.00 «Электро-  и теплоэнергетика».

Олимпиада была направлена:

-на выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, реализацию их творческого потенциала, отбор участников международных конкурсов профессионального мастерства;

-на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, дальнейшее совершенствование их профессиональной компетентности;

-на повышение мотивации и творческой активности педагогических работников.

Для этого важно выяснить уровень способности студентов к самостоятельной деятельности, умений эффективно решать профессиональные задачи, профессионально мыслить, проектировать собственную деятельность, анализировать ошибки в профессиональной деятельности. Все это будет способствовать дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышению интереса к будущей профессии.

Выше обозначенные задачи можно решить только комплексно. Данная мысль находит свое подтверждение в содержании и структуре заданий для Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО.

Структура профессионального комплексного задания1уровня включает в себя теоретические вопросы, объединенные в тестовые задания, содержание которых охватывает область знаний и умений  общепрофессиональных дисциплин:«Информационные технологии  в профессиональной деятельности», «Оборудование, материалы, инструменты», «Системы качества, стандартизации и сертификации», «Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды», «Экономика и правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Электротехника и электроника», «Измерительная техника», «Электробезопасность».

Комплексное задание 2 уровня выявляет степень сформированности у участников умений и навыков практической деятельности; содержание работы охватывает область умений и практического опыта как общих направлений так и специфических для каждой специальности этой группы.

В соответствии с олимпиадными, нами были разработаны примерные задания, на основе которых осуществлялась отработка профессиональных компетенций.

1 задание — чтение, перевод текста задания по составлению электрической схемы, графическое вычерчивание электрической схемы.

При выполнении данного задания студенту необходимы знания следующих дисциплин и профессиональных модулей:«Иностранный язык»,«Русский язык», «Инженерная графика», «Электротехника и электроника», ПМ 01. «Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей».

2 задание — чтение,перевод и составление текста с выбором правильных способов устранения возможных неисправностей двигателя из нескольких предложенных.

При выполнении данного задания студенту необходимы знания следующих дисциплин и профессиональных модулей: «Иностранный язык», «Русский язык», «Электрические машины, «Электрический привод»,МДК «Ремонт и наладка устройств электроснабжения».

3 задание — проектирование и выполнение электрической схемы установки по описанию принципа работы при помощи САПР AutoCAD 2011.

В данном случае необходима компетентность в таких дисциплинах и профессиональных модулях, как «Инженерная графика и ИТ-технологии»,«Электрические машины», «Электрический привод», ПМ 01. «Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей», умение оформления технической документации.

Выполнение задания по наладке и проверке работы электрического оборудования для специальности «Электроснабжение»включает в себя сборку схемы запуска АД с двух мест с отключением с выдержкой времени.

При решении поставленной задачи студент должен не только грамотно оформлять техническую документацию, но и обладать компетенциями в разрезе ПМ 01. «Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей», ПМ 04. «Выполнение работ по профессии «Электромонтер по обслуживанию подстанций», обладать знаниями и умениями по дисциплинам «Инженерная графика», «Электрический привод».

Выполнение данных заданий позволяет определить уровень подготовленности студентов по общепрофессиональным и профессиональным модулям.

Кроме того в рамках второго этапа осуществляется отработка навыков монтажа электрических схем при прохождении учебной и производственной практик в электромонтажных мастерских, является необходимым условием не только подготовки к демонстрационному экзамену в соответствии с учебным планом, но и подготовки к Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО и Конкурса профессионального мастерства WorldSkills.

В ходе работы над заданиями для отборочного тура по олимпиаде возникла идея разработки  учебного пособия по основам электроэнергетики.

Необходимым условием профессионализма обучающихся является также владение иностранным языком, что позволяет не только понять смысл технической рабочей документации,содержание заданий на различных олимпиадах и конкурсах, но и расширяеткругозор, возможностиобучающихся, в том числе участия в международных соревнованиях.

Поэтому следующим направлением работы стала деятельность по созданию учебного пособия по основам электроэнергетики на английском языке с использованием необходимой технической терминологии для специалистов энергетической отрасли.

Учебное пособие, подготовленное преподавателем электротехнических дисциплин Дружининой О. В. и преподавателем  иностранного языка Азаровой Ю.И., было представлено на Всероссийский конкурс рукописей учебной, научно-технической и справочной литературы по энергетике.

Учебное пособие объемом 140 страниц состоит из десяти разделов, включающих в себя основные понятия и термины, повторительный курс грамматики, закрепляющие упражнения, устные темы, тексты для чтения и практические задания, направленные на решение профессиональных задач.

Учебное пособие имеет широкий диапазон применения; оно предназначено для обучающихся 2-4 курсов профессиональных образовательных организаций:

— по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям энергетического цикла: 13.02.07 «Электроснабжение», 13.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация линий электропередачи», 13.02.06 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»;

— по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 13.01.07 «Электромонтер по ремонту электросетей», 13.01.03 «Электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанций»;

Учебное пособие предназначено в основном для студентов среднего профессионального образования, но также полезно для работников с небольшим опытом работы в электрических сетях. Поэтому в пособии введены разделы «Основы электротехники», «Электрические машины и основы электропривода», «Производство и распределение электроэнергии».

Разделы «Основное электрооборудование электрических подстанций», «Транспорт электрической энергии», «Схемы электрических соединений», «Автоматизация и релейная защита в системах» электроснабжения», «Техническое обслуживание электрооборудования» являются основными и содержат необходимые практические сведения для эксплуатации электрических сетей.

В разделах «Электробезопасность в энергетике» и «Защита окружающей среды» приводятся сведения по мерам электробезопасности и экологии.

Использование в учебном пособии технического английского языка является актуальным и практически полезным для студентов среднего профессионального образования и специалистов предприятий, работающих с технической документацией по электроснабжению на английском языке, что расширяет их профессиональные возможности.

Третий этап.

В целях формирования у студентов системы профессиональных знаний и коммуникативных компетенций, в ходе работы была осуществлена интеграция с дисциплиной «Иностранный язык»; в рамках декады профессиональных дисциплин проведен бинарный урок, подготовленный преподавателем электротехнических дисциплин Дружининой О.В. и преподавателем иностранного языка Азаровой Ю. И.

Занятие проведено для специальности 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)», МДК 01.01 «Устройство и техническое обслуживание электрических подстанций».

Тема занятия «Назначение, типы, устройство и принцип действия разъединителей, отделителей и короткозамыкателей. Технический английский в электроснабжении».

Главная цель занятия — получение начальных практических знаний по электроснабжению на английском языке. В процессе работы были реализованы задачи:

— сформировать представления об устройстве и принципе действия  разъединителей, отделителей и короткозамыкателей;

— ознакомить студентов со значением и переводом основных технических терминов;

-дать пониманиеважности применения полученных знаний в профессиональной деятельности;

-развить современное техническое мышление.

В результате проведения данного занятия студентыовладели знаниями устройства оборудования электроустановок,логику построения схем, типовые схемные решения, принципиальные схемы эксплуатируемых электроустановок, условные графические обозначения этих элементов в электрических схемах. Обучающиеся развивали навыки внесения изменений в принципиальные схемы при замене приборов аппаратуры распределительных устройств, использования нормативной технической документации и инструкций, выполнения расчетов рабочих и аварийных режимов действующих электроустановок и выбора оборудования.

В ходе занятия обучающиеся обрабатывали текстовую и видеоинформацию на двух языках, выполняли задачи на построение схем на основе самостоятельного перевода текста с английского на русский язык.

При закреплении материала использовалась игровая технология, в рамках которой обучающимся предлагалось собрать из пазлов изображение электрооборудования и дать название на английском языке.

В рамках опытно-экспериментальной деятельности осуществляется  работа по апробации, разработанного учебного пособия, в ходе занятий со студентами.

Заключение.

Итоги проведенной работы обсуждались на педагогическом совете колледжа, докладчик – О.В. Дружинина.

Докладчик отметил, что для качественной подготовки обучающихся к участию в конкурсах разного уровня, необходима работа в следующих направлениях:

  1. Повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.
  2. Оптимизациясодержания рабочих учебных программ в сторону большего взаимодействия учебных дисциплин всех циклов от гуманитарного до профессионального, включая практики.

На данный момент одним из наиболее эффективных направлений работы по подготовке студентов будет являться приближение рабочих программ по дисциплинам, учебным и производственным практикам требованиям, предъявляемым к содержанию олимпиадных заданий с учётом специфики специальностей и их последовательное расположение в учебном процессе (учебном плане).

Скачать материалы публикации:
>> Статья