Автор: Серова Нина Владимировна Дата публикации: 12.02.2018 |
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником,
в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений,
глубоко затрагивающих наши интересы — холериком, и, наконец,
в исполнении решений – флегматиком.
В. Вунд
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема урока: «Темперамент и моя профессия»
Образовательная цель: систематизировать знания студентов по теме, научить соотносить типы темперамента с определенным видом деятельности (человек – человек, человек-техника и т. д.).
Развивающая цель: развивать навыки самоанализа и самооценки.
Воспитательная цель: формирование коммуникативной культуры, воспитание толерантности, уважения индивидуальности, формирование социально и профессионально значимых качеств личности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: газеты студентов по темам, раздаточный материал, фильм «Улицы разбитых фонарей», интерактивная доска, компьютер
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Подготовка кабинета к уроку. Проверка явки студентов (рапортичка).
- Повторение пройденного материала
- Беседа (фронтальная)
А) Какую тему в курсе «Социальной психологии» мы изучаем с Вами? (Социальная психология личности)
Б) Дайте определение понятию личность?
(Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни)
В) Какие подструктуры составляют социально-психологическую характеристику личности в целом?
(Биологическая, психологическая и социальная)
Г) Какая врожденная индивидуальная особенность человека связана с типом нервной системы? (Темперамент)
Д) Кто впервые создал учение о типах темперамента? (Гиппократ)
Е) Чем определялось здоровье человека по Гиппократу? (Здоровье человека определялось правильным сочетанием четырех жидкостей в организме человека: кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь)
Ж) Кто объяснил подлинно научную природу темперамента? (И. П. Павлов)
З) Что именно установил И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность человека? (И. П. Павлов установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать по их силе, подвижности и равновесию)
И) Каким образом сочетаются и проявляются у людей свойства нервной системы? (Основные свойства нервной системы проявляются и сочетаются по-разному. В результате этого выделяются 4 основных типа нервной системы: слабый тип – меланхолик; сильный, неуравновешенный – холерик; сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик)
К) Можно ли встретить, например, чистых холериков или флегматиков? (Нет, в каждом человеке чаще можно встретить смесь разных темпераментов, с преобладанием какого – то одного)
Л) Для чего необходимо изучать и учитывать темперамент в своем поведении? (Все типы темперамента – норма, эти природные свойства необходимо учитывать в своем поведении и в поведении окружающих. Положительные т отрицательные качества могут появиться при всяком темпераменте, все зависит от того, как личность воспитывается.)
- Кроссворд (самопроверка за компьютером) – 3 студента
По горизонтали:
- Какое качество личности обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций
- Свойство желтой желчи
- Кто впервые разработал первую типологию темпераментов
- Кто это по типу темперамента
Желчь существует – она необузданным свойственна людям,
Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;
Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным
- 9. Кто это по типу темперамента
«Всегда весельчак и шутник по натуре…
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
По вертикали:
- Кто создал учение о типах темперамента, в котором здоровье определялось правильным сочетанием 4-х жидкостей.
- Свойство крови.
- Свойство флегмы.
- Свойство черной желчи.
- Кто это по типу темперамента
Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,
Лень порождает она и ленивое крови движенье,
Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…
- Кто это по типу темперамента
Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.
- Проверка выполнения творческого домашнего задания
Каждая группа студентов представляет свою газету.
- Оценка преподавателем творческих заданий, кроссвордов и других устных ответов.
- Изучение нового материала
- Вводное слово преподавателя
Мы с вами на предыдущем занятии изучили темперамент, каждый из Вас выявил свой тип темперамента с помощью теста и, согласно типу темперамента, Вы разделились на четыре микрогруппы (холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники). Сегодня мы рассмотрим вопрос глубже, а именно соотнесем темперамент с профессиональной деятельностью человека. Как Вы думаете для чего необходимо соотносить темперамент с профессиональной деятельностью?
Итак, целями нашего занятия будут углубление и систематизация знаний по пройденным темам, мы научимся соотносить типы темперамента с определенными видами профессиональной деятельности человека.
В процессе выполнения практических заданий по теме, Вы будете развивать навыки самоанализа своей работы и самооценки.
В результате нашей работы у Вас будет совершенствоваться коммуникативная культура, так как Вы будете общаться в группах. Помните принципы общения – это уважение индивидуальности, умение слушать и понимать другого (толерантность).
- Познавательная задача
Демонстрация фрагмента фильма «Улицы разбитых фонарей».
Сейчас Вы видели, что все герои фильма, работают в одной профессии, каждый из них ведет себя по-разному. Это связано с их темпераментом. Определите темперамент героев?
В любой профессии люди разных темпераментов.
Каким же образом темперамент влияет на успешность профессиональной деятельности?
Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М. И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели и имели различные типы темпераментов. Однако каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их различных типов темперамента.
Можно предположить, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Иными словами, темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать при определении профессионального будущего.
Из сказанного можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других.
Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы.
Холерики — великолепные летчики—испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники.
Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты.
Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии.
Психологи выяснили, что два меланхолика — отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу. Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками. Холерики кипят, меланхолики расстраиваются – сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь…
- Закрепление пройденного материала
Задание 1. «Темперамент и профессия»
Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
По признаку — предмету труда — все профессии можно разделить на пять типов.
Типы профессий:
1) Предмет труда — техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек—техника» (Ч—Т). Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.
2) Предмет труда — человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек—человек» (Ч—Ч). Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.
3 )Предмет труда — природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д. Этот тип профессий называется «человек— природа» (Ч—П). Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.
4) Предмет труда — схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек—знаковая система» (Ч—3).
5) Предмет труда — изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность. Такой тип профессий называется «человек—художественный образ» (Т-Х). Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.
Часть 1.
Каждой группе необходимо составить список из 5 или более профессий, которые будут лучше всего подходить «вашему» типу темперамента.
Часть 2.
А теперь вместе заполним таблицу «Темперамент и тип профессий» (ее нужно нарисовать на доске), используя ваши списки профессий. Ставим «+», «-» или «+/-» в соответствующих ячейках. Например, поскольку сангвиники общительные, уравновешенные и жизнерадостные, им однозначно подходят профессии типа «человек—человек», поэтому в соответствующей ячейке ставим «+». Холерику подходят профессии типа «человек—техника», но он может чувствовать себя некомфортно в случае ограниченного общения, поэтому в нужной ячейке ставим «+/-» и т. д.
Темперамент и тип профессии
Темперамент | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-П | Ч-Х |
Холерик | +/- | ||||
Сангвиник | + | ||||
Флегматик | |||||
Меланхолик |
Задание 2. Игра «Специалист-клиент»
- Назовите, какие профессии можно отнести к сфере человек-техника.
- Какими качествами должны обладать люди этих профессий, чтобы быть высококвалифицированными мастерами.
На доске выписываются называемые учащимися качества с пояснениями, в каких внешних действиях и внутренних побуждениях они выражаются. (10 штук). К каждому из этих качеств назовите противоположное ему по значению. Постройте вертикальные отрезки длиной 10 см. Вверху (10 баллов) – максимальная выраженность качества, а внизу (0 баллов) – минимальная выраженность качества.
Теперь постарайтесь самостоятельно определить, на сколько баллов это качество выражено у вас. Отметьте крестиком на шкале своё «место».
Если общий средний балл равен 8-10 баллам, то это показатель переоценки и завышения своих возможностей. От 0-4 – занижения себя. Эти две зоны говорят о сложившимся неправильном представлении о своей личности.
ВОПРОСЫ к самоанализу:
- Какие положительные и отрицательные свойства темперамента могут повлиять на профессиональную деятельность «Техника – электрика»
- Что способствовало неправильному формированию представлению о себе
- Какие природные особенности, темперамент необходимо развивать для совершенствования себя в профессиональном плане
- Каким образом необходимо учитывать особенности Вашего темперамента в профессиональной деятельности
- Подведение итогов занятия
- Какие цели мы ставили сегодня на занятии?
- Каким образом мы развивали свои коммуникативные способности?
- Какое задание вызывало у Вас затруднения?
- Зачем необходимо умение самоанализа особенностей своей личности?
- Оценки
- Задание на дом
– Найти в словаре, интернете определения понятия характер и запишите в тетрадь.
— Написать эссе «Мой характер».
Скачать материалы публикации:
>> План-конспект