Формирование конкурентоспособного выпускника на основе компетентносного подхода

 

Автор: Широкова Елена Николаевна
Должность: Преподаватель дисциплин профессионального цикла
Тип: Статья
Тема: «Формирование конкурентоспособного выпускника на основе компетентносного подхода»

Дата публикации: 30.10.2018

Современное российское общество находиться на этапе становления новой образовательной системы. Иначе формируется задача обучения: давать не готовые  знания, а научить учиться.    Основная задача преподавателя специальных дисциплин —   обеспечение качественного выпуска специалистов с целью удовлетворения растущих требований работодателей.

Формирование современного компетентного специалиста достигается, лишь при органическом сочетании теоретического обучения, производственного обучения и производственной практики. Неотъемлемой частью этой системы является привитие навыков самостоятельной работы обучающимся.

Будущий специалист должен не только владеть хорошими теоретическими знаниями, умениями и навыками, но и уметь мыслить, решать нестандартные производственные задачи, анализировать возникающие ситуации, т. е. должен уметь самостоятельно, творчески, находить необходимую информацию, и правильно ее использовать.

Методика подготовки специалистов предметно-цикловой комиссии перерабатывающей промышленности основана на  модульной организации образовательного процесса, методах творческого и  проблемно-поискового проектов, рейтинговой системы и  коллективной форме  работы обучающихся.

Метод творческих проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых товаров или услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Тематика проектов определяется с учетом учебной ситуации по дисциплинам, входящим в модуль специальности, а также с учетом профессиональных интересов и способностей обучающихся.

Пример задания на выполнения творческого проекта. Вы представляете собой коллектив отдела главного технолога завода. На ваш завод поступило предложение от животноводческого хозяйства о дополнительной поставке молока в количестве 20 т. Оценив рыночный спрос, была выявлена потребность в крестьянском масле.Совет директоров ставит задачу разарботать комплект технической документации  на данный вид продукции, с учетом полного использования составных частей сырья, новейших разработок в области технологии, приборов контроля, оборудования, экологии.

Выполняя свои проекты, обучающиеся учатся выявлять проблемы, определять цели и задачи, которые могут встать перед ними    в  процессе   их  профессиональной деятельности, учатся находить пути их решения.В ходе такой работы у обучающихся формируются приемы и навыки творческого практического мышления и деятельности, связанной с предметным воплощением идей в труде рабочего.

Проблемно-поисковый метод — это где процесс обучения, построенный путем постановки и разрешения проблемных ситуаций, дает возможность достигнуть более высокого уровня познавательной активности обучающихся. Усваивая определенный учебный материал, обучающие осуществляют в ходе изучения исследования познавательного объекта или предмета усвоения.

Проблемное обучение представляет собой эвристический исследовательский метод, в первую очередь, это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающихся.

Пример задания. Для выданного сборочного узла определите деталь подлежащую ремонту, составьте технологический маршрут ремонта этой детали (определить операции, подобрать инструмент, необходимое оборудование, представить эскиз операции).

Рейтинговая система — способ оценки знаний, умений и навыков, система, организующая учебный процесс и активно влияющая на его эффективность. Положительным моментом рейтинговой системы является, то что, дифференцированно оценивая ту или иную сторону обучающегося опреленным числом баллов, можно оказать мотивационное влияние на необходимую сторону работы обучающегося.

Рейтинговая система контроля знаний интересна нам тем, что  она повышает мотивацию обучающихся, т.к. повседневно оцениваются все формы, каждый вид их аудиторных и внеаудиторных работ.

Общий рейтинг определяется по результатам полугодия или учебного года. Суммарный рейтинг состоит из информационного рейтинга и рейтинга деятельности. Информационный рейтинг содержит баллы, полученные в ходе текущего и выходного контроля по каждому модулю и дисциплине.

Рейтинг деятельности содержит баллы за выполнение индивидуальных творческих работ, рефератов, докладов и т.д. и составляет 20% от информационного рейтинга.

Рейтинг по дисциплине повышается за счет участия в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, выставках, выполнения творческих индивидуальных заданий и т.п.       Применение  рейтинговой системы контроля способствует повышению творческой активности обучающихся, активизирует  их работу по самообразованию.

С целью повышения эффективности качества  подготовки выпускников в лицее был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого  апробировались  выявленные условия ее повышения. Сравнивалась профессиональная подготовка обучающихся двух групп:

1 – экспериментальная группа, работа с которой осуществлялась с использованием рейтинговой системы контроля, методов творческих проектов и проблемно-поискового;

2- контрольная группа, работала по традиционной методике (объяснительно-иллюстрированной).

Динамика мотивов профессиональной деятельности обучающихся отражена на гистограммах. Можно проследить, что в контрольной группе  особых изменений не наблюдается. В экспериментальной группе отмечаются значительные положительные изменения в динамике профессиональных мотивов.

Рисунок 1 — Динамика мотивов профессиональной деятельности обучающихся,  в %.

Одним из показателей изменения отношения обучающихся к процессу подготовки является динамика индекса удовлетворенности профессиональной подготовки. Анализ результатов показывает, что более высокий уровень усвоения профессиональных умений у обучающихся экспериментальной группы. Это  объясняется развитием у них самостоятельности мышления, инициативы, творческого подхода к решению проблемных заданий, выполнению творческих проектов.

Рисунок 2 — Графики зависимости индекса удовлетворенности от времени обучения.

Особенно показательны результаты, отражающие характер изменения степени сформированности профессиональных умений и уровня усвоения знаний, умений и навыков. Из данных графиков видно, что уровень усвоения в экспериментальной группе значительно выше.

Рисунок 3 – Графики распределения обучающихся по уровням усвоения

Применение модульно-рейтинговой системы на основе компетентностного подхода позволяет обучающимся на более высоком уровне усвоить знания, умения и навыки, развить самостоятельность мышления, инициативность,  навыки творческой деятельности,  умение решать нестандартные производственные задачи, анализировать возникающие ситуации, формируются умения и  навыки рационального распределения и планирования времени быстрее адаптироваться на производстве и рынке труда.

Только при условии согласованной деятельности всех участников образовательного процесса и систематической работы по повышению квалификации преподавателей и совершенствованию технологий преподаваемых дисциплин возможна подготовка  конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

 

Скачать материалы публикации:

>>>Скачать материалы публикации