Проект как метод обучения на занятиях русского языка и литературы

 

Автор: Куцюк Екатерина Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Проект как метод обучения на занятиях русского языка и литературы»

Дата публикации: 08.11.2018

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Введение.

По определению, «проект» — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию обучающегося к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающийся получит в техникуме исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии — это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый преподаватель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проект — это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
  2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
  3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа обучающихся.
  4. Использование исследовательских методов.
  5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
  6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

 

Глава 1. Организация проектной деятельности на занятиях
русского языка и литературы.

1.1. Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.

Этапы работы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя
1. Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждение и выбор темы Предлагает темы проектов
Выделение подтем в

теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы Совместное обсуждение подтем проекта
Формирование творческих групп Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды Организационная работа по объединению обучающихся в группы
Подготовка материалов

к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания
2. Планирование Определение источников, способов сбора и анализа информации Корректировка и дополнение предложений преподавателем Предлагает основную литературу, способы сбора информации
3.Разработка проекта Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации Консультации, координирование работы обучающихся
4.Оформление результатов Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Консультации, координирование работы обучающихся
5. Презентация Предоставление выполненной работы Доклад о результатах работы Организация экспертизы с приглашением преподавателей техникума, обучающихся из других групп
6. Оценивание Оценка работ согласно разработанным критериям Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

 Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель — повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на занятии осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет — плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю — решать вышеперечисленные проблемы.

1.2. Правила успешной проектной деятельности

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

  1. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

1.4. План действий обучающихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий обучающихся в проекте», включающий в себя:

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение — гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось — это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают обучающимся успешно двигаться к достижению цели — созданию проекта.

1.5. Критерии оценивания работ обучающихся

  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
  2. Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. Практическое использование предметных компетенций;
  4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  5. Степень осмысления использованной информации;
  6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  10. Владение рефлексией;
  11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

— по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

— по предметно — содержательной деятельности;

— по характеру координации проекта;

— по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

  1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

  1. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
  2. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.
  1. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
  2. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у обучающихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки «обучающийся — обучающийся «, » обучающийся — преподаватель», «преподаватель — обучающийся «, » обучающийся — группа», при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного проекта  на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у обучающихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. преподаватели-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст обучающимся почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю — решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре — дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

    Метод учебного проекта — это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

 

Учебный проект

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы — мотивация
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы это можем делать) Выбор способ и методов, планирование
Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. Погружение в проект;
  2. Организация деятельности;
  3. Осуществление деятельности;
  4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, обучающиеся хорошо справляются с этим заданием. А преподаватели, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания обучающихся по теме, т.к. во время презентации своих работ обучающиеся аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, преподаватель изучает индивидуальные способности обучающихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке преподавателя.

Проектные задания по литературе вызывают живой интерес у  обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается на протяжении всего курса изучения дисциплин «Русский язык» и «Литература».

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 1 курса, — сборник работ, объединенный названием «История моей семьи в истории Родины», можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

 

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: «История моей семьи в истории моей Родины»

Тип проекта: творческий

Проблема Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков
Почему? Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать? Изучить историю семьи
Как? Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат) Сочинение «История моей семьи в истории моей Родины»

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы обучающиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы «отцов» и «детей».

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. обучающиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

 

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: «Поэзия Ф.И.Тютчева»

Тип проекта: исследовательский, творческий

Проблема Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается обучающимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах
Почему? Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия обучающимися 15-16 лет

Что делать? Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для обучающихся форме
Как? С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)

Что получить? (результат) Сборник работ обучающихся

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль преподавателя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, преподаватель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

 

Заключение.

Конечно, примерно треть обучающихся хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой.

В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы обучающийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Обучающийся же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

  • зачем?
  • для чего (кого)?
  • как?

Первое требование — это наличие либо субъективно, либо социально значимой для обучающегося проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается обучающимся в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности обучающиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы — это и есть ответ на вопрос «зачем?».

Второе требование — необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. обучающийся должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов — его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы обучающихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта — это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность обучающихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же преподавателей русского языка — мотивировать обучающихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия

 

Список литературы.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
  2. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.
  4. Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе. — // Русский язык в школе. – 2009.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

  

>>>Скачать материалы публикации