Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

 

Автор: Княжева Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Дата публикации: 08.11.2018

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Развитие творческих способностей этих детей требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Эти дети не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно — педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико — синтетическая деятельность, снижена активность мышления. Из — за быстрого утомления дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует.   Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности они не знают с чего начать. Эти дети эмоционально не устойчивы, у них присутствует частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Решение данной проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник в работе с детьми с ОВЗ. Работая с детьми, я понимаю, что у всех есть способности кому – то удаются выразительные рисунки, кто – то любит лепить. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. Часто дети с ОВЗ находятся в возбужденном, нервном состоянии, но стоит ребенку взять лист бумаги и краски, как он меняется, приходит в эмоциональную норму, начинает улыбаться, становится спокойным. Творчество в детском саду помогает детишкам раскрыть и развить свои таланты.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционного техники рисования способствуют развитию мелкой моторики рук, повышают уровень развития зрительно – моторной координации.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую многие техники нетрадиционного рисования:

  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • рисование тычком, отпечатки листьев,
  • рисование мятой бумагой,
  • рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы,
  • пластилинография (рисование пластилином).

Лепка из соленого теста.

Более подробно хотелось бы остановиться на технике – пластилинография и лепка из соленого теста. Основной материал – пластилин. Рисование пластилином — это необыкновенно мощная техника. Она способствует в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Эта технология развивает художественное и пространственное мышление, она достаточно проста. Дети учатся смешивать разные цвета для получения разнообразных оттенков, осваивают прием вливания одного цвета в другой. Данная техника развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности и самодеятельности.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ  способствует творческой активности детей, а значит и социализации таких детей в обществе.

  

>>>Скачать материалы публикации