Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

 

Автор: Остапчук Наталья Александровна и Желтышева Виктория Викторовна
Должность: Воспитатели
Тип: Статья
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий»

Дата публикации: 13.11.2018

Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, думать, слушать.

Человек — часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

У подрастающего поколения можно и должно сформироваться новое – экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций – позиций биоцентризма: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, а мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Указы нашего Президента и постановления правительства возводит экологическое воспитание в разряд первостепенных государственных проблем.

А воспитатель д/сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, воспитатель организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.

Экологическое воспитание дошкольников – есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе экологического воспитания детей как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-эксперименты, игры-путешествия. Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений, и навыков, навыков ЗОЖ.

Для сохранения и стимулирования здоровья могут быть использованы подвижные игры в НОД и на прогулках. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, активизирует детей.

Педагог может включить в образовательную деятельность, заранее продуманную систему игр-упражнений, которые развивают у ребенка двигательные навыки, это могут быть маленькие песенки-упражнения, различные психофизические упражнения («Представь себя…), пальчиковые игры, пластические этюды, дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения, различные танцы с предметами. Благодаря этому раскрепощается тело ребенка, снимаются мышечные зажимы, улучшается его настроение, наступает релаксация. Через игровой массаж активизируются биологически активные точки, расположенные на кисти рук, а также происходит процесс психомоторной релаксации. В НОД по экологическому воспитанию также можно использовать упражнения для ног, которые активизируют стопу и пальцы ног, заставляют их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Можно рисовать ногами различные предметы, ходить по гальке, по ребристой доске, по массажному коврику, собирать пальцами ног косточки и различные предметы. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к деятельности, причем это несет огромный оздоровительный эффект: повышение эмоционального настроя влияет на участки мозга, связанные с эмоциональным центром коры головного мозга, что помогает организму вырабатывать эндорфин – клетки, отвечающие за здоровье.

В процесс деятельности, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры можно включать упражнения с природным материалом, играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Из природного материала можно делать поделки, игрушки, выкладывать узоры, перебрасывать перекатывать друг другу. Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной.

Кроме того, в своей работе можно использовать дидактические игры и упражнения с песком. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, стабилизируют эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно действовать, достигать цели, через экспериментальную деятельность, развивают мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы и делать выводы. Песочная игротерапия вызывает положительные эмоции, снижает негативное проявление (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). Но самое важное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Необходимый компонент каждой НОД по экологическому воспитанию — релаксационный отдых. Релаксационный отдых включает и дыхательную гимнастику, что является прекрасной возможностью снять мышечное и эмоциональное напряжение, накопленное в процессе деятельности. Хорошая мышечная релаксация – это чередование движения и расслабления. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Поэтому в конце НОД надо использовать как активный, так и пассивный отдых. Ребенок начинает себя лучше чувствовать, его работоспособность повышается.

Таким образом, одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. В зависимости от программы, по которой работают педагоги ДОУ, материально-технического оснащения, организации здоровьесберегающей среды, профессиональной компетентности педагога, а также уровня физической подготовленности и показателей заболеваемости воспитанников каждый педагог выбирает здоровьсберегающие технологии, которые внедряются в практику его работы.

 

Литература

  1. Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. — №2.
  2. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.
  3. Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
  5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  6. Семененко Е.А. Использование песочной терапии в логопедической работе // Дошкольная педагогика. – 2010. — №7.
  7. Юматова Д.Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. – 2013. — №2.

  

>>>Скачать материалы публикации