Виды интерактивных средств обучения и преимущества их применения на уроках в средней общеобразовательной школе

 

Автор: Полякова Екатерина Александровна
Должность: Учитель английского языка
Тип: Статья
Тема: «Виды интерактивных средств обучения и преимущества их применения на уроках в средней общеобразовательной школе»

Дата публикации: 14.11.2018

Итак, что же подразумевается под формулировкой «Интерактивные средства обучения»? Данное понятие включает в себя средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. [1]

Особенность информационной системы, которая раскрывается при её использовании как устройства для обучения других и как помощника в приобретении знаний, это неодушевленность. Она может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его,  никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. Система лояльна к разнообразию ученических ответов, что развивает самостоятельность обучающихся и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности, кроме того, она снимает «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы не позволяют многим обучающимся показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с системой, обучающийся не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

В настоящее время современный процесс обучения в среднем общеобразовательном учреждении невозможно представить себе без применения интерактивных средств обучения, поскольку они в значительной степени позволяют активизировать мыслительные процессы обучающихся, способствуют повышению мотивации к изучению учебных предметов, помогают создать условия практического овладения учебным материалом для каждого обучающегося, расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта, увеличить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся, позволяют детям проявить свои активность и творчество.

При организации урока с использованием  интерактивных средств обучения информация предоставляется ученику красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснить учебный материал. На таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь, если это требуется, или, забегая вперед.

Рассмотрим виды интерактивных средств обучения и их преимущества более подробно.

 

  1. Интерактивная приставка.

 

Её можно использовать:

  • как обычную доску для обычной работы в классе (мел заменён маркером);
  • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, видеофильмов)  для визуализации учебной информации изучаемого;
  • как интерактивный инструмент –  работа с использованием  специализированного программного обеспечения, заготовленного в  цифровом виде.

Возможности интерактивной приставки помогают организовать урок так, что не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, записи новых упражнений, очистку доски от записей, есть возможность перемещения объектов на доске, их группировка  по определенным признакам, можно делать  записи, выделять их  цветом  прямо на слайдах. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или  закрепление изученного материала, ускорить темп урока.

 

  1. Интерактивные проекторы.

 

Позволяют полностью отказаться от различных дополнительных устройств, которые должны обеспечивать интерактивность, дающую возможность участвовать в процессе работы с выводимым изображением. Проекторы берут на себя функции не только в выдаче изображения, но и в обработке сигналов, поступающих от поверхности, на которую проецируется картинка.

Интерактивные проекторы в своей работе используют интерактивное перо или маркер, которым можно рисовать, выделять и перемещать изображение. Причем интерактивное перо можно использовать удаленно — оно работает как лазерная указка. Это даёт полную свободу для работы с проецируемым изображением. [2].

 

  1. Интерактивный планшет.

 

  • Его портативность обеспечивает свободное перемещение в помещении, не прерывая выступление.
  • В любой удобный момент устройство может быть передано другому участнику, который может, не вставая с места, внести дополнения к материалу.
  • Стимулирует активность группы и обеспечивает общее участие и вовлеченность в динамичный процесс.
  • На дисплей планшета могут быть выведены результаты проведенных опросов и тестов с помощью системы интерактивного голосования.
  • Позволяет легко вносить изменения и модифицировать рисунки и чертежи.
  • Компьютерную мышь заменяет электронное перо, а поверхность дисплея можно использовать как холст художника и приблизить создание электронных изображений к процессу создания их на бумаге, кроме этого легко можно модифицировать и редактировать изображение.
  • Электронный маркер можно использовать как карандаш, кисть, циркуль, ластик.

 

  1. Интерактивная панель.

            

Это электронно-цифровой аналог обычной учебной доски. Дисплей подключается к компьютеру и позволяет выполнять на интерактивной панели все стандартные манипуляции – писать, рисовать, чертить и т.д. Для этого можно пользоваться беспроводной ручкой, мышью или пальцем.

  • Учитель может одновременно получать информацию на монитор и управлять компьютером, делать рукописные записи на доске, аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ прямо с поверхности монитора.
  • Так же панель позволяет решить одну из важных задач учителя — контролировать аудиторию, находиться к ней лицом практически все время.
  • Интерактивную панель можно использовать как самостоятельное решение совместно с обычным экраном. Если в аудитории уже установлена интерактивная доска, то возможно организовать интерактивный диалог отвечающего у доски и преподавателя.
  • Несомненный плюс панели — при работе с ней не надо использовать проектор.
  • Присутствует поддержка экспорта и импорта данных.
  • Возможность создания и использования презентационных шаблонов.
  • Высокое разрешение дисплея, благодаря чему информация на интерактивном экране отображается с высокой четкостью.

 

  1. Интерактивная доска.

 

Позволяет осуществлять:

  • Активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
  • Набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
  • Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;
  • Сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
  • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
  • Удобна при работе в большой аудитории
  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию обучающихся
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

 

Интерактивные средства обучения при их грамотном использовании позволяют получить любую необходимую обучающимся и учителям информацию, находящуюся в любой точке земного шара.

Интегрируя интерактивные средства обучения в учебный процесс, можно более эффективно решать на уроках целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, используя материалы разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
  • повысить уровень мотивации и познавательной активности обучающихся всех возрастов, расширить их кругозор;
  • тренировать все виды памяти обучающихся.

Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что интерактивные средства обучения обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому их применение способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков обучающихся.

С помощью современных интерактивных средств обучения преподаватель может создать свой учебно-методический комплекс и провести творческий и запоминающийся урок, максимально привлекая к его созданию своих учеников.

 

Список литературы

  1. Рожко А. В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/rojko.doc (дата обращения 12.14).
  2. Интерактивные средства обучения: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/ (дата обращения 07.12.14).

 

>>>Скачать материалы публикации