Компетентностный подход и его применение в процессе подготовки специалистов среднего медицинского звена

 

Автор: Рубахина Ольга Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Компетентностный подход и его применение в процессе подготовки специалистов среднего медицинского звена»

Дата публикации: 20.11.2018

Развитие здравоохранения является одним из важнейших разделов концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Первоочередной задачей здесь является повышение качества жизни населения. Параметр качества жизни становится системообразующей парадигмой для развития отечественного здравоохранения на ближайшую перспективу: «Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки». [1] Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными направлениями развития здравоохранения в России является его технологическая модернизация, внедрение новых стандартов медицинской помощи и повышение уровня квалификации медицинских работников.

В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». [2]

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования. Медицинский работник среднего звена может реализовывать названные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений.

В ФГОС нового поколения компетенция трактуется как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сферах (работа с литературой, проведение исследований, взаимодействие с людьми, здоровье сбережение). Профессиональные компетенции необходимы для реализации профессиональной деятельности.

В основе компетентностного подхода к профессиональному образованию лежат принципы репродуктивного и продуктивного обучения. В связи с этим, последний приобретает особое значение, т.к. он развивает аналитическое мышление, а это уже важная составляющая сознательного творчества. Для реализации этого направления необходимо развивать творческое, клиническое мышление, профессиональную интуицию необходимую для принятия обоснованных решений и выработки алгоритма действий как в стандартных, так и в сложных непредвиденных клинических ситуациях.

Основное требование при компетентностном подходе заключается в том, что цели обучения должны формулироваться на языке деятельности, которая может быть проверена. Так, для ответа на вопрос: «Что делать?» необходимо записать обобщенную деятельность (обобщенное умение), например: «Необходимо собрать данные о пациенте». Вопрос: «Как делать?» — подразумевает запись алгоритма выполняемых действий или менее обобщенных умений (расспросить пациента, провести осмотр и др.) При ответе на вопрос: «Чем воспользоваться?» следует перечислить основные знания, необходимые для формирования умений и компетенций в целом.

В соответствии с современными требованиями ФГОС для каждой компетенции необходимо перечислить умения и основные знания, необходимые для формирования этих умений.

Таблица 1. Профессиональные компетенции деятельности

Компетенции Умения Знания
Собрать сведения о пациенте Расспросить пациента и родственников. Провести осмотр и физикальное обсле-дование.

Провести лабораторные исследования.

Этика и деонтология.

Психология общения.

Клиника и патогенез заболевания.

Новые аспекты компетентностного подхода сегодня включают не только профессиональную деятельность, но и личностные компетенции специалиста, прежде всего, качества личности. Для этого нужна целостная система воспитания, включающая перечень профессиональных и гражданских качеств специалиста и требований к поведению, через которое эти качества формируются.

Таблица 2. Личностные компетенции

Качества личности Требования к поведению
Милосердие,

терпимость к пациенту,

гуманность,

аккуратность,

точность,

ответственность дисциплинированность, сострадание,

отсутствие страха и др.

Быть опрятно одетым; расположить пациента к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей процедуры, приободрить, похвалить пациента за выдержку и терпение во время процедуры; уверенно проводить все манипуляции, точно соблюдать назначенное время для проведения процедур и помнить, что за неправильное проведение процедуры (нарушение стандарта) специалист несет ответственность.

Необходимость новых подходов к подготовке специалистов среднего медицинского звена, включённых в ФГОС нового поколения, заложенный в них модульно-компетентностный подход предполагает новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей средних медицинских учебных заведений и сотрудников учреждений здравоохранения способствует реализации деятельностного подхода в обучении медсестер, фельдшеров, акушерок, зубных техников, фармацевтов и других специалистов среднего звена. Такой опыт можно рассматривать на примере сотрудничества преподавателей ВБМК и многопрофильных стационаров г. Воронежа в процессе проведения практических занятий, а также – прохождения студентами колледжа производственных практик, промежуточных и итоговых аттестаций по профилю деятельности.

Администрацией различных медицинских организаций города предоставляются учебные комнаты на базах поликлиник и стационаров, возможность использования в учебных целях медицинской документации под контролем преподавателей, отработки практических навыков и манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями.

После лекций проводятся практические занятия с использованием методов обучения, развивающих профессиональные компетенции: работа в малых группах, ролевые и деловые игры, решение проблемно-ситуационных задач, составленных преподавателями. При этом делается акцент на адаптации пациента к условиям пребывания в стационаре; решаются проблемы связанные с дефицитами самообслуживания, ухудшения качества жизни в связи с развитием заболевания и ухудшением общего самочувствия; уделяется особое внимание проблемам профилактики развития осложнений и ухода за пациентом как в условиях стационара, так и на дому. Предлагаемые студентам задачи предполагают различные пути для решения поставленных проблем. Задачи могут быть клиническими, лечебно — диагностическими, профилак-тическими, деонтологическими. Их можно одновременно использовать для усвоения изучаемого материала и для контроля и оценки качества усвоения знаний и умений обучающимися. В процессе решения задачи студенты учатся логически и творчески мыслить, анализировать, дифференцировать, строить и опровергать утверждения, выбирать и обосновывать варианты решения, моделировать поведение медперсонала. Разбор задач имеет и воспитательное значение, т.к. способствует развитию у обучающихся таких навыков как сообразительность, оперативность, ответственность, точность.

Особое внимание при проведении практических занятий уделяется разбору и усвоению алгоритмов диагностики и медицинской помощи при остро возникших и неотложных состояниях. Отрабатываются практические навыки по осуществлению медицинской помощи и уходу за больными различных возрастных групп с наиболее часто встречающимися и распространенными острыми и хроническими заболеваниями. Заведующие отделениями, старшие сестры, лечащие врачи, сестринский персонал отделений оказывают большую помощь преподавателям в подборе пациентов для демонстрации и курации в соответствии с темами занятий. На этапе проведения практики преподаватели совместно с персоналом лечебно-диагностических отделений обеспечивают условия усвоения и контроль за выполнением манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями.

Для решения проблем повышения качества подготовки средних медицинских работников, специалистов среднего звена, необходимо вполне использовать достижения теории и практики профессиональной педагогики. Важно и, прежде всего, необходимо повысить роль самостоятельной работы студентов на практических занятиях, как фактора, стимулирующего сотрудничество и развитие познавательной активности обучающихся.

Таким образом, мы должны добиться предоставления качественных услуг образования на уровне мировых стандартов, так ка на современном этапе образовательного процесса стратегической целью медицинских учебных заведений является подготовка высококвалифицированных, конкурентно способных специалистов для практического здравоохранения.

 

 Список литературы:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р. — URL http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
  3. Петренко Е. А. Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5492/
  4. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии и реализации. //Под общей ред. проф. С. В. Пирогова. Москва, Изд-во РАГС, 2017.

 

>>>Скачать материалы публикации