Деонтологическое воспитание как составная часть духовно-нравственного развития студентов-медиков

 

Автор: Карон Инна Васильевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Деонтологическое воспитание как составная часть духовно-нравственного развития студентов-медиков»

Дата публикации: 20.11.2018

Духовно-нравственное воспитание медицинских работников, в особенности студентов-медиков в современных условиях глобализации, падения нравственных устоев, алкоголизма, наркомании имеет большое значение. К сожалению, сегодня общечеловеческие, гуманистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к снижению уровня общей культуры. Поэтому формирование морально-нравственных принципов у медицинских работников является важнейшей задачей деонтологического воспитания.

Профессиональное обучение и деонтологическое воспитание студентов-медиков органически связаны. Трудно представить, чтобы морально-этические нормы, правила и требования существовали бы сами по себе, не затрагивая сложных взаимоотношений медиков с пациентами, их родственниками, коллегами, учителями.

Моральные требования, предъявляемые к медицинским работникам в каждую историческую эпоху, имели свои отличия. Религиозные, культурные, социальные традиции различных народов формировали свое понимание нравственных норм и оценок работы врачей, лекарей, акушерок. Главный же моральный принцип – облегчение страданий больного человека – оставался неизменным.

Древнейшие трактаты, в которых излагаются моральные требования и права медиков, — это свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), древнеиндийская медицинская энциклопедия «Аюрведа» (IX-III в. до н. э.), труды древнегреческих врачей-мыслителей Гиппократа, Галена и т. д. На становление моральных принципов медицины положительно повлияли и религии: христианство и ислам. В 1834 г. английский философ И. Бентам в книге «Деонтология, или наука о морали» впервые употребил термин «деонтология». В дальнейшем совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников стала называться медицинской деонтологией. Она включает в себя круг вопросов, входящих в рамки служебных обязанностей медперсонала: соблюдение врачебной тайны, ответственность за жизнь и здоровье больных, характер взаимоотношений с коллективом, пациентами и т. д.

Основной принцип деонтологии – относись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации относились к тебе. Медик, как никто другой, должен обладать высочайшими духовными качествами, так как ему приходится ежедневно встречаться с человеческими страданиями. При этом больной человек не всегда бывает привлекателен, а иногда груб и агрессивен. Именно поэтому, чтобы помочь больному, облегчить его страдания, медицинскому работнику необходимо обладать величайшим терпением, чуткостью, добротой и человеколюбием.

Воспитание будущих медицинских работников имеет свои особенности. Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности. Самое главное в духовно-нравственном развитии студентов-медиков – привить им такие ценностные ориентации, благодаря которым они в своей жизни и практике руководствовались бы принципами совести и сострадания. Сострадание, сопереживание, милосердие должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, стержнем человека, который не может не выражать эту потребность всеми своими поступками и поведением. Формирование таких потребностей – дело трудное, требующее умения, терпения, индивидуального подхода.

Во внеучебной деятельности профессиональное воспитание обеспечивается через развитие научной деятельности студентов путем привлечения и участия их в научных студенческих кружках, конкурсах, круглых столах, научно-практических конференциях разного уровня.

Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов в нравственном духе, является его личный пример поведения и отношения к студентам. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создают для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов.

Эффективным направлением в духовно-нравственном воспитании является изучение жизни и деятельности выдающихся мыслителей, ученых, общественных деятелей. Примеры учителей, старших, традиции отечественной медицины помогают молодым людям выявить и направить в нужное русло лучшие качества души, творческие силы и стремления.

Деонтологические убеждения воспитываются и через общение с пациентами, коллегами. Умение установить контакт, наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого – это очень сложно. При общении многое зависит от культуры и нравственного облика студентов. Культура чувств неотделима от общей культуры, интеллигентности. Приобщение к литературе, искусству, посещение театров, выставок, умение на лучших примерах организовать управление своими эмоциями, поступками – необходимое условие деонтологического воспитания.

Большое значение имеют встречи со священнослужителями, во время которых ведутся философские беседы о вечных моральных и духовных ценностях, о милосердии. Общение с представителями православной церкви учит взаимоуважению и терпению, взаимопониманию, развивает чувство ответственности, наполняет сердца студентов положительными эмоциями.

Итак, в наше сложное время в нравственном развитии студентов-медиков деонтология играет очень важную роль. Она должна стать полноправной частью духовно-нравственной культуры, поскольку непосредственно влияет на формирование профессионально-моральных ценностей медицинских работников XXI века.

 

Литература

  1. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Кудрявая Н. В., Уколова Е. М. и др.; под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н. Д. // М., 2005. 334 с.
  2. Медицинская этика и деонтология / Ерохина Л.Д., Ерохин А. К., Геец Н. Ф. и др. // Владивосток, 2017. Владивосток, 2017. 165 с.
  3. О духовно-нравственном воспитании студентов-медиков в XXI веке / Башарин К. Г., Аргунов В. А., Яковлева Г. Н. // «Здоровье и образование в XXI веке», №2, 2006. С.73-74.
  4. Воспитательная работа студентов-медиков в современных условиях / Датхаева З. А., Исенова С. Ш., Сагандыкова Н. М. // Вестник КазНМУ, №2(2), 2014. С. 432-433
  5. Ширяева М.Ю. О некоторых аспектах организации духовно-нравственного воспитания в БГМУ. Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: материалы VI Респ. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. М. Чаянковой. Гомель, 2016. 106 с. (электронный сборник), с.98 – 100.

 

>>>Скачать материалы публикации