Автор: Плотникова Татьяна Александровна Дата публикации: 20.11.2018 |
В статье рассматриваются вопросы активизации практической направленности обучения в образовательном учреждении, применения инновационных деятельностных технологий обучения, своевременном формировании общих и профессиональных компетенций у студентов в соответствии с ФГОС СПО.
В условиях модернизации профессионального образования производственные площадки нуждаются в самостоятельных, активных, творческих специалистах, способных предлагать и разрабатывать идеи, реализовывать экономически выгодные проекты, находить нетрадиционные решения, приносить прибыль организации.
Механизмом удовлетворения данной потребности и приобщения будущих специалистов к производственному процессу является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично достичь поставленной цели [3]. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость, содержание и формы практико-ориентированного обучения еще не получили достаточной теоретической и методологической разработки. Не существует соответствующей модели профессионального становления специалистов в образовательной среде, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов. Ее создание остается актуальной проблемой педагогики, а также, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности обучающихся.
Практико-ориентированное образование сегодня должно быть направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [1]. Это обеспечивает вовлечение студентов в деятельность, активную самостоятельную работу, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала формируется от потребности решения практической задачи. Данная разновидность обучения является деятельностным, компетентностным подходом.
При деятельностно-компетентностном подходе традиционная цепочка ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Показатели трудоустройства выпускников в последние годы показывают, что работодатели при выборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих практический опыт, опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности в адаптации к условиям трудовой деятельности. Профессиональное становление занимает несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует усилий и денежных затрат на переквалификацию от работодателей.
Основной проблемой недостаточной профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения определенных задач в области будущей профессиональной деятельности. Необходимо переопределить принципы, методы и процедуры содержания профессионального образования, а также использовать методы подготовки специалистов с профессиональными стандартами определенной области [2]. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки толерантного отношения к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
В основу реализации данных принципов должны быть положены:
- профессиональные ситуационные задачи, моделирующие производственную деятельность;
- специфика профессиональной деятельности будущих специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
- интеграция знаний различных областей науки и практики.
Деятельностный, активный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента от курса к курсу.
1 этап — адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
2 этап – начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Задания на практических занятиях должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.
3 этап — непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной и производственной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции. На данном этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.
Результатом практики является освоение под руководством профессионалов вида деятельности, компетенция. Будущие специалисты при этом знакомятся с реальными задачами производственных площадок, их постановкой, решением, документированием и реализацией.
4 этап – готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. К заключительному этапу обучения относятся: сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю; производственная преддипломная практика по видам профессиональной деятельности; защита выпускной квалификационной работы.
Задачами этапов является формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе медицинской/фармацевтической организации, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях организации; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют практические задания, соответствующие будущим должностным обязанностям, могут приниматься на работу на вакантные должности.
Таким образом, практическая деятельность и компетентность позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организации своей работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Список литературы:
- Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий. Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал, №12(20), 2012. URL: http://sisp.nkras.ru.
- Скамницкий, А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / А.А. Скамницкий. — М.: Медиа, 2016. – 247 с.
- Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.). – С. 35-37.
>>>Скачать материалы публикации