Автор: Жирохова Зинаида Трифоновна Дата публикации: 22.11.2018 |
Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремительно развивающихся и изменяющихся процессов. Сегодня образовательные учреждения всех уровней берут курс на создание новой образовательной среды и как результат — на повышение качества подготовки учащихся. Педагог должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Сегодня проблема образования в целом — это проблема не технологий, а преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно он является слабым звеном с точки зрения информационных технологий. Следовательно, главная цель методиста — мотивировать преподавателей, смело и эффективно использовать новые образовательные технологии в своем учебном процессе. Ведется поиск путей реализации на практике эффективного использования информационных и аудиовизуальных технологий во всех видах учебной работы, для функционирования учебной организации по подготовке специалистов, имеющих прочные фундаментальные знания. Одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам. Это сетевые и мобильные технологии, которые дают доступность учебного материала, обеспечивают обучающемуся возможность связи с преподавателем, получение консультации в онлайн режиме для получения индивидуальной консультации в освоении той или иной учебной дисциплины, что действительно важно и необходимо для будущего специалиста. Мы стремимся к тому, чтобы все большее количество предметов включалось в новые формы ведения учебного процесса.
В целях реализации компетентностного подхода, формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, преподаватели используют и другие образовательные технологии. Педагогическая технология — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, посредством оценки применяемых методов.
Перед нами встала задача – выбрать из всего многообразия технологий и методов такие, которые бы в полной мере способствовали формированию: — универсальных учебных действий, повышению мотивации, росту качества обученности студентов. Одним из таких технологий обучения является технология интеллект — карт, которая позволяет формировать УУД и развивать ключевые компетенции. Метод интеллект – карт — это
Использовать метод интеллект — карт Тони Бьюзена (известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления), который достиг потрясающих результатов, нас подтолкнуло то, что его метод превратил процесс обучения в увлекательное и в то же время очень эффективное занятие. Работа Тони Бьюзена с составлением интеллект — карт с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!».
Интеллект-карта позволяет обучающимся эффективно обрабатывать и структурировать информацию; мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
- Внимательно изучи все достоинства интеллект — карт, правила и инструкции по их созданию;
- Примени технологию, составь интеллект — карты;
- Пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Алгоритм построения интеллект – карты.
В центре листа рисуют центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывают одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляют рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносят стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруют ветки и добавляют ореолы.
Последовательность составления карты
создание центрального образа ассоциирование построение карты
группировка слов, подбор ключевого слова к группе,
построение структуры карты, заполнение словами и рисунками, установление связей
рисунок, объем, слово, цвет, анимация, звук
Пример (на занятии электромеханики):
Данную технологию можно использовать на занятиях обобщения и систематизации, удобен для работы в малых группах. Метод интеллект-карт позволяет:
— формировать ЗУНы (предметная область), компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную.
— диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей.
— изучать предметное содержание.
— визуализировать процессы мышления.
— визуализировать способы деятельности.
— организовывать учебно-познавательную деятельность.
— управлять учебно-познавательной деятельностью.
— изучать личности обучающихся.
— систематизировать и обобщать предметное содержание.
— проводить подготовку к итоговой аттестации.
— познавать себя и регулировать свою деятельность.
— развивать творческие способности.
Помочь в решении выбора технологии и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей студентов, может использование приемов технологии кластера. К особенностям данной технологии относят наличие трех этапов. На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. Этап служит для стимулирования познавательной деятельности, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На этапе осмысления организуется работа с информацией: обдумывание и анализ полученных фактов. На этапе рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы, т.е. идет систематизация полученных знаний.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач. Применения метода позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и дарят им ощущение творческой свободы.
Такого вида технологии предполагают равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме данных технологий, преподаватель перестает быть главным источником информации, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
>>>Скачать материалы публикации