Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения

 

Автор: Жирохова Зинаида Трифоновна
Должность: Заведующий кафедрой педагогики
Тип: Статья
Тема: «Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения»

Дата публикации: 22.11.2018

Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремительно развивающихся и изменяющихся процессов. Сегодня образовательные учреждения всех уровней берут курс на создание новой образовательной среды и как результат — на повышение качества подготовки учащихся. Педагог должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе. Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Сегодня проблема образования в целом — это проблема не технологий, а преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно он является слабым звеном с точки зрения информационных технологий. Следовательно, главная цель методиста — мотивировать преподавателей, смело и эффективно использовать новые образовательные технологии в своем учебном процессе. Ведется поиск путей реализации на практике эффективного использования информационных и аудиовизуальных технологий во всех видах учебной работы, для функционирования учебной организации по подготовке специалистов, имеющих прочные фундаментальные знания. Одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам. Это сетевые и мобильные технологии, которые дают доступность учебного материала, обеспечивают обучающемуся возможность связи с преподавателем, получение консультации в онлайн режиме для получения индивидуальной консультации в освоении той или иной учебной дисциплины, что действительно важно и необходимо для будущего специалиста. Мы стремимся к тому, чтобы все большее количество предметов включалось в новые формы ведения учебного процесса.

В целях реализации компетентностного подхода, формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, преподаватели используют и другие образовательные технологии. Педагогическая технология — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, посредством оценки применяемых методов.

Перед нами встала задача – выбрать из всего многообразия технологий и методов такие, которые бы в полной мере способствовали формированию: — универсальных учебных действий, повышению мотивации, росту качества обученности студентов. Одним из таких технологий обучения является технология интеллект — карт, которая позволяет формировать УУД и развивать ключевые компетенции.  Метод интеллект – карт — это

Использовать метод интеллект — карт Тони Бьюзена (известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления), который достиг потрясающих результатов, нас подтолкнуло то, что его метод превратил процесс обучения в увлекательное и в то же время очень эффективное занятие. Работа Тони Бьюзена с составлением интеллект — карт с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!».

Интеллект-карта позволяет обучающимся эффективно обрабатывать и структурировать информацию; мыслить, используя весь свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

  1. Внимательно изучи все достоинства интеллект — карт, правила и инструкции по их созданию;
  2. Примени технологию, составь интеллект — карты;
  3. Пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Алгоритм построения интеллект – карты.

В центре листа рисуют центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывают одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляют рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносят стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруют ветки и добавляют ореолы.

Последовательность составления карты

создание центрального образа       ассоциирование           построение карты

группировка слов, подбор ключевого слова к группе,

построение структуры карты, заполнение словами и рисунками, установление связей

рисунок, объем, слово, цвет, анимация, звук

Пример (на занятии электромеханики):

Данную технологию можно использовать на занятиях обобщения и систематизации, удобен для работы в малых группах. Метод интеллект-карт позволяет:

— формировать ЗУНы (предметная область), компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную.

—  диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей.

— изучать предметное содержание.

— визуализировать процессы мышления.

— визуализировать способы деятельности.

— организовывать учебно-познавательную деятельность.

— управлять учебно-познавательной деятельностью.

— изучать личности обучающихся.

— систематизировать и обобщать предметное содержание.

— проводить подготовку к итоговой аттестации.

— познавать себя и регулировать свою деятельность.

— развивать творческие способности.

Помочь в решении выбора технологии и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей студентов, может использование приемов технологии кластера. К особенностям данной технологии относят наличие трех этапов. На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. Этап служит для стимулирования познавательной деятельности, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На этапе осмысления организуется работа с информацией: обдумывание и анализ полученных фактов. На этапе рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы, т.е. идет систематизация полученных знаний.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач. Применения метода позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и дарят им ощущение творческой свободы.

Такого вида технологии предполагают равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме данных технологий, преподаватель перестает быть главным источником информации, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

 

 >>>Скачать материалы публикации