Профессиональная направленность при обучение иностранному языку

 

Автор: Кириллина Екатерина Викторовна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Профессиональная направленность при обучение иностранному языку»

Дата публикации: 22.11.2018

Актуальность доклада обусловлена тем, что для успешной реализации требований государственного стандарта образования СПО необходим иной подход к изучению иностранного языка.

В наше время важность изучения английского языка как никогда актуальна. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку.

Иностранный язык в колледже изучается как обязательный предмет в течение всего курса обучения. Необходимо обучение иностранным языкам связать с будущей профессией студентов. Поэтому профессиональная направленность обучения является ведущим принципом, который следует учитывать и реализовать в учебно-воспитательном процессе. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособный личностью на рынке труда. Выпускнику колледжа, владеющему английском языком, открываются большие перспективы устройства на работу.

Актуальные проблемы на сегодняшний день наш взгляд следующее: процесс обучения происходит в языковой среде, недостаточное количество учебников , имеющих профессиональную направленность. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся названиями профессиональных инструментов, читают и переводят инструкции, для творческих работ и презентаций ищут дополнительный материал в Интернете, журналах, что в свою очередь развивает интерес к выбранной профессии, стимулирует саморазвитие и самообразование.

Таким образом, одна из главных задач преподавателя, я считаю, развивать и поддерживать интерес к иностранному языку, как профессионально значимой дисциплине. В результате моей работы по активизации интереса студентов к иностранному языку были разработаны:

— рабочие программы с профессиональной направленности;

— разнообразный раздаточный материал для работы в условиях кабинета – карточки для индивидуальной работы с описанием ситуаций для диалогов, монологов, тексты с профессиональной направленностью, разно уровневые задания;

— презентации, подобранные к темам

Для реализации профессиональной направленности обучения я активно использую деятельностный подход, в рамках которого осуществляем моделирование реальных ситуаций профессионального общения.

В нашем колледже преподавание английского языка имеет профессиональную направленность. Колледж готовит студентов по разным профессиям: 44.02.06 Профессиональное обучение по профилю ТО и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 22.02.06 Сварочное производство. Наибольший интерес проявляют студенты, когда материал построен на основе выбранной ими специальностями, что стимулирует изучение иностранного языка и одновременно повышает и расширяет профессиональные знания студентов. Поэтому при отборе наиболее употребительной лексики необходимо учитывать профессию и специальность, вид выполняемой работы, название инструментов, технических терминологий.

Например, студенты специальности «Сварочное производство» при чтении текстов знакомятся с обязательными терминами по темам «Сварка, Виды сварки». Студенты специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» изучают лексику по темам «Материалы машин», «Двигатель» и.тд.

Предлагаемые тексты, упражнения и задания направлены на формирование необходимых навыков работы с технической литературой по специальности и овладение основными видами чтения, на активное усвоение лексического и грамматического минимума, на формирование базового словарного запаса, на преодоление трудностей перевода, приобретение разговорных навыков, активизацию мыслительной деятельности обучающихся.

Так студенты по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в ходе изучения курса английского языка знакомятся с техническими характеристиками, с общим устройством автомобиля, основными правилами дорожного движения. Лексический материал для обучающихся по специальности включает в себя названия материалов и механизмов, названия оборудования, названия разных видов топливо.

Работа с материалом для обучающихся данной профессии поможет им не только овладеть английской технической терминологией, но и познакомиться с историей и современным состоянием отрасли, заглянуть в будущее технологии производства автомобилей. Содержание всего курса направлено на формирование необходимых навыков работы с технической литературой по профессии, на формирование базового словарного запаса, на преодоление трудностей перевода, приобретение разговорных навыков. Обучающиеся читают и переводят тексты, выполняют самостоятельную работу дома. При переводе технических текстов и для обогащение и знание технических терминов я составила специальный словарь «Краткий технический словарь».

Задача данного словаря — помочь студентам колледжа, знающим основы английского языка, общаться на автомобильные темы. В словарь включены не только основные технические термины, но и слова и выражения, связанные с путешествием на автомобиле, общением с дорожной полицией, механиками и т. п. Приводятся наиболее употребительные слова словосочетания. К несомненным достоинствам работы необходимо отнести удобство поиска терминов, присутствует алфавитный список терминов с  транскрипцией, которая дает к правильному произношению слов.

Словарь состоит из 253 слов, которая содержится на 10 страниц.

Практическое применение знаний профессионального английского было необходимо для участия в соревнованиях World Skills.

Одним из видов итогового контроля результатов изучения данных тем является проект в форме электронной презентации на английском языке с использованием программы Power Point. В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу- поиск информации.

Студенты демонстрируют уровень профессионального владения английским языком, произношением, интонацией, показывают умения ориентирования в фактическом материале. Студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобразительность, развивают проектное мышление. Все это способствует формированию основных и профессиональных компетенций будущих специалистов, их профессиональной мобильности, повышает познавательный интерес к выбранной специальности. Профессиональная направленность содержания дисциплины Иностранный язык , сотрудничество преподавателей языка, подбор современных методик, использование инновационных средств обучения способствует не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности , готовой к саморазвитию и самообразованию.

 

Список литературы

  1. Агабекян И.П. для средних специальных заведений, серия «Учебники и учебные пособия» — Ростов на Дону: «Феникс», 2012
  2. Ф.М. Рожкова «Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образование», ИЯ, №4, 2006
  3. Андрианова Л.Н. «Курс английского языка для студентов вечерних и заочных технических Вузов» — М.: «Высшая школа», 2015

 

 >>>Скачать материалы публикации