Проблема трудоустройства молодых специалистов — создание института наставничества, как возможный выход из проблемной ситуации

 

Автор: Васильев Станислав Константинович
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Проблема трудоустройства молодых специалистов — создание института наставничества, как возможный выход из проблемной ситуации»

Дата публикации: 23.11.2018

Аннотация.

В статье наставничество рассматривается как эффективный инструмент трудоустройства молодых специалистов, а также как метод обучения в системе высшего и профессионального образования. Анализируется данные трудоустройства молодых специалистов по городу Якутску. Проблемы трудоустройства молодых специалистов.

Ключевые слова: наставничество, метод практического обучения, трудоустройство, образование.

Наставничество — это древний метод обучения молодых специалистов известный еще в средние века. В средние века с IX-X веков начала существовать цеховая система — ремесленные корпорации, объединявшиеся по профессиональному и географическому признаку. Главный метод обучения в цехах был наставничество, молодой подмастерье прикреплялся к мастеру и в течение нескольких лет бесплатно на него работал, набираясь опыта и со временем сам становился мастером.

Наставничество — это один из методов практического обучения. Сейчас существует множество примеров применения наставничества на производственных предприятиях и в крупных компаниях. Используя принципы индивидуальной работы, наставник имеет возможность быстро и эффективно донести до своего подопечного специфику профессии, особенности корпоративной культуры, помочь со связями и расширить его кругозор. Области применения наставничества практически не ограничены. Активно этот метод внедряет и государство в 2013 г. Министерство труда РФ подготовило методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (утв. Минтрудом РФ) от 18.11.2013 г., именно с этого времени начинается целенаправленное и активное внедрение наставничества в системе государственной службы.  Институт наставничества также продвигается и внедряется руководством нашей Республики Саха. 16 мая 2013 г. вышло Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Саха.  Наставники могут быть в любой сфере деятельности, будь то узкоспециализированная профессия или предпринимательство, их задача помочь другим людям максимально реализовать свой потенциал. [1]

Этот метод показал свою эффективность на протяжении столетий и сейчас он актуален как никогда, особенно для молодых людей, которые не всегда могут выдержать конкуренцию в силу отсутствия опыта работы. Внешняя конкурентная среда сложилась так что множество выпускников образовательных учреждений вынуждены трудоустраиваться куда угодно, но только не по специальности. На сегодняшний день современные технологически сложные производства требуют от специалистов обязательное наличие высокого практического профессионального навыка. И здесь кроется камень преткновения современного рынка труда, образуется порочный круг, молодого специалиста не берут на работу из-за отсутствия опыта, а опыт без трудоустройства по специальности получить нельзя, разорвать этот круг, зачастую молодой специалист не в состоянии.

Что бы не быть голословным перейдем к цифрам:

За прошлый год ситуация на рынке труда такова: официально уровень безработицы в городе Якутске (доля безработных в численности экономически активного населения в возрасте 15-72 лет) в 2017 году составил 6,5  % от общего числа населения. В числе граждан, ищущих работу: 3204 чел. – молодежь до 29 лет (44,4 %), женщин – 3425 (47,5%), лиц предпенсионного возраста – 286 (4%), пенсионеров – 731 (10,1 %),  высвобожденных – 1057 (14,6 %). По образовательному составу из числа ищущих работу граждан имеют высшее образование — 2457 чел. (34,1%), среднее профессиональное – 1453 (20,1%), среднее общее – 1349 (18,7 %), основное общее – 1051 (14,6%), не имеют основного общего образования 903 чел. (12,5 %). [2]

Из цифр следует что более половины безработных, а именно 54.2 % это квалифицированные рабочие кадры, большинство из которых в силу отсутствия опыта работы не могут устроится на работу. А 44.4 % безработных это молодежь в возрасте до 29 лет.

По опыту работы скажу, что из всей массы выпускников около 40% молодых специалистов через несколько лет после окончания учебного заведения, работает не по специальности в основном в сфере обслуживания. Многие из них были бы рады работать по специальности, но теоретические навыки без практики быстро забываются. Т.е. наличие практических навыков является решающим фактором при трудоустройстве.

Наставничество — это эффективный инструмент для практического обучения и трудоустройства специалиста. Ежегодно Центр занятости населения г. Якутска в рамках реализации программы «Наставничество при трудоустройстве молодых специалистов» и программы «Стажировки молодых специалистов в промышленные предприятия» направляет молодых специалистов для получения опыта, приобретения практических навыков на стажировку в предприятия.

На сегодня в г. Якутске 13 работодателей выделили 178 рабочих мест для организации стажировки, в т.ч. ДДК – 46 р.м. (огранщики, распиловщики, сортировщики алмазов), ОАО ЛОРП – 43 р.м. (капитан, повара, электрики судовые), АО Сахаэнерго – 8 р.м. (слесари, электромонтеры), ГУП ЖКХ – 21 р.м. (электрогазосварщики, слесари, машинисты насосных установок и др.). [2]

Участниками программ являются:

— молодой специалист — незанятый гражданин в возрасте до 30 лет, обратившийся в центр занятости населения не позднее 3-х  лет после окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, впервые ищущий работу в соответствии с полученным  профессиональным образованием, либо незанятый гражданин в возрасте до 35 лет, относящийся к категории инвалидов, обратившийся в службу занятости населения, имеющий либо не имеющий квалификации;

— наставник — гражданин, состоящий в трудовых отношениях с работодателем, имеющий опыт работы по должности (профессии, специальности) молодого специалиста, и на которого, с его согласия, возложена работодателем обязанность по наставничеству над молодым специалистом на рабочем месте.

Наставник для молодого специалиста будет подбираться из числа наиболее опытных сотрудников предприятия.

Работодателям возместят затраты на выплату доплаты к заработной плате наставника, исходя из действующей системы оплаты труда в организации.

Из них было трудоустроено 49 человек, граждане трудоустраиваются в основном на рабочие специальности: водители автомобиля различных категорий (включая водителей БЕЛАЗа), машинисты бульдозера, экскаватора, конвейера, слесари и т.д.

Работодателями предъявляются достаточно жесткие требования к квалификации специалиста и состоянию здоровья. При этом работодатели не занимаются поиском жилья, обустройством специалиста, не предоставляют информацию об условиях будущей жизни, что является проблемой для молодого специалиста.

Поэтому у меня есть предложение необходимо при заключение трудового договора с молодым специалистом, контракт заключать минимум на год, либо гарантированное последующее после стажировки трудоустройство.

В нашем колледже ЯИПК также в процессе обучения активно применяется метод наставничества, есть даже отдельные должности преподаватель-наставник, студенты вначале проходят теоретическое обучение затем вместе с преподавателями-наставниками идут на практику в различные предприятия города, всего в рамках социального партнёрства  ЯИПК сотрудничает с 37 работодателями самые крупные из которых МУП «ЖИЛКОМСЕРВИС», «Якутский автоцентр КАМАЗ» филиал «Магаданский автоцентр КАМАЗ», МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания», ОАО «Домостроительный комбинат» г. Якутск, ОАО гостиница «Тыгын Дархан», ОАО гостиница «Стерх». Часть выпускников получает от наставников положительные характеристики, и их приглашают на работу в предприятие.

Полученные результаты подтверждают актуальность и значимость развития института наставничества на различных предприятиях, положительное влияние на адаптационные процессы и закрепление на рабочих местах молодых специалистов, а также для получения качественных практических навыков в получении профессионального и высшего образования, и трудоустройстве молодых специалистов.

 

Ссылки на источники.

  1. http://portal.b14.ru/tutorship/o-nastavnichestve/
  2. Аналитический отчет о деятельности ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения города Якутска» за 2017 год.

 

 >>>Скачать материалы публикации