Автор: Базарова Екатерина Александровна Дата публикации: 24.11.2018 |
Современное общество претерпевает существенные изменения, это относится и к системе образования в целом. Инклюзивное образование в РФ находится на стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения не только на местном, но и государственном уровне.
Модель инклюзии в нашей стране базируется, прежде всего, на взглядах Л.С. Выготского, который определил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ОВЗ. Социальная среда оказывает огромное педагогическое и психологическое значение на личность ребенка, но необходимо учитывать то, что подростки с ограниченными возможностями имеют слабые социальные связи, особенно низкие социальные возможности у подростков с умственной отсталостью и ЗПР.
К основным причинам этого можно отнести такие показатели как: эмоциональная незрелость, расторможенность психических процессов, низкая потребность в общении, психическая неустойчивость, низкая самооценка, низкий уровень критичности и т.д. И это далеко не все причины, по которым подросткам с ограниченными возможностями тяжело адаптироваться в социум.
Л.С. Выготский отмечал: «что всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота, паралич или умственная отсталость – вызывает как бы социальный вывих. Такой ребенок с первых дней рождения, как только замечается в нем этот недостаток, даже в собственной семье приобретает особую социальную позицию, и его отношения с окружающим миром протекают по иному, чем у нормальных детей руслу». [1].
Специфика социальной адаптации этой категории обучающихся связанна с наличием у них особого состояния – социальной недостаточности. Невозможность овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, и комплексом социальных ролей, норм, правил поведения, соответствующих возрасту подростка и социальным традициям общества, – все эти обстоятельства порождают состояние социальной недостаточности, которое является одной из ведущих причин социальных затруднений.
Работа по успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями в условиях отделения подготовки квалифицированных рабочих ГБПОУ ВО «ВГППК» проводится следующим образом:
- Диагностика актуального состояния личности.
- Развитие социального интеллекта обучающихся, умения правильно оценивать себя, способность понимать окружающих.
- Снятие коммуникативной тревожности.
- Снижение аффективных состояний, повышенной возбудимости.
- Гуманизация социально-педагогической среды
- Обучение умению ориентироваться в социальных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия.
- Формирование у обучающихся с ограниченными возможностями адекватного восприятия своей социальной роли, для успешного освоения профессии.
- Работа с семьей проводится в форме консультации по вопросам воспитания и развития личности обучающегося. Даются рекомендации в осуществлении практических шагов семьи на пути социализации подростка.
На базе нашего отделения действует служба, которая осуществляет сопровождение обучающихся на всем протяжении освоения профессии.
Опыт работы нашего коллектива показывает, что подростки с ограниченными возможностями нормально адаптируются как к условиям массового образовательного учреждения, так и других организаций. Позитивный аспект такого образования заключается в том, что обучающиеся данной категории получают доступ в необходимую среду «здоровых люде» и приобретают опыт эффективного взаимодействия с ними. Чем раньше он почувствует себя «своим», тем легче и уверенней будет его дальнейшее вхождение в этот мир.
Мы тесно сотрудничаем с общественными организациями и развиваем взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями с людьми, которые имеют свою жизненную основу, приобрели навыки сложных жизненных условиях и могут передать свой опыт подросткам. Через освоение профессии мы стараемся создавать условия, которые позволят каждому подростку с ограниченными возможностями здоровья реализовать себя в будущем, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми. Помочь окружающим адекватно воспринимать людей с ограниченными возможностями, доброжелательно относиться к ним в быту, обеспечивать им равные со здоровыми людьми возможности.
Таким образом, работа коллектива нашего отделения дает возможность обучающихся коррекционных групп, вместе с приобретением профессии, получить психолого-социальную поддержку.
Литература:
- Блинова Л. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. –136с.
- Малофеев Н.Н. Интегрированое обучение в России: задачи, проблемы и перспективы /Н.Н. Малофеев// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – М., 2000. Вып.3: проблемы интеграции и социализации. С.-65-73.
>>>Скачать материалы публикации