Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

 

Автор: Одонец Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель русского языка
Тип: Статья
Тема: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

Дата публикации: 24.11.2018

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Ведущая идея моей методической системы заключается в формировании активной, творческой личности, мотивированной на получение знаний путем мобилизации интеллектуальных ресурсов личности на основе деятельного подхода, на основе гуманно-личностного подхода и использования новых технологий в обучении и воспитании.

Для формирования лингвистических знаний и предметных компетенций на своих уроках я активно использую новые технологии.

Проектная деятельность

Учебная деятельность ученика и учителя в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок — главная составная часть образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, основная цель которого — развитие познавательных навыков учащихся, формирование  умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность, учатся анализировать, делать выводы, осваивать терминологию, приобщаться к культуре исследования, расширять кругозор, повышать эрудицию.

Основная  трудность в  организации проектной  деятельности —  перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если  это —  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но мы всё-таки стараемся избегать больших временных затрат.

При сегодняшней загруженности современного учащегося реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Большую помощь в работе над проектами оказывают информационно-коммуникативные технологии и  ресурсы Интернета.

В процессе организации проектной деятельности с использованием компьютерных технологий я учитываю возрастные и индивидуальные психологические особенности детей  таким образом, чтобы способствовать саморазвитию  и самореализации личности. Моя задача — выявить проблемы, с одной стороны, связанные с изучением русского языка и литературы, а с другой стороны, близкие и понятные учащимся.

Повысить интерес к предмету, дать возможность раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои творческие способности.

Технология дебатов

Дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Формализованность обмена информацией, заложенная в самих дебатах, позволяет:

-вовлечь в диалог всех учащихся;

-концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;

-избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;

-исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

-четкость и конкретность формулировки;

-однозначность понимания;

-перспективность для обсуждения;

-значимость для воспитанников.

Разумеется, проведению дебатов должна предшествовать большая подготовительная работа. Первый этап подготовки – это формулировка темы. Тема должна затрагивать значимые проблемы, быть актуальной, представлять интерес для сторон и, наконец, быть пригодной для спора.

Дебаты, как всякий вид игровой деятельности, могут эффективно использоваться на любом этапе систематизации знаний

Хочу отметить, что во время подготовки и проведения дебатов раскрываются индивидуальные способности студента, его личный потенциал. На таких уроках своё мнение, по моим наблюдениям, высказывают даже те обучающиеся, которые ранее публично выступать не решались. Но дух спора, дискуссии, захватывает ребят, и каждый из них хочет отстоять свою точку зрения.

Такие уроки возвращают учащегося к книге, к первоисточнику: они понимают, что без знания текста, теории критически мыслить нельзя.

По моему мнению, дебаты формируют готовность противостоять информационному зомбированию и умение самостоятельно вырабатывать жизненную позицию.

Информационно-коммуникативные технологии

Компьютерные технологии на уроках предполагают:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
  • интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
  • реализацию межпредметных связей русского языка и литературы с другими учебными предметами;
  • разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
  • обучение учащихся методом коллективного решения проблем;
  • поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
  • использование электронных грамматических таблиц для выполнения орфографических, пунктуационных и других упражнений;
  • быструю и точную проверку знаний.

Пожалуй, нет преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение со студентами было увлекательным и эмоциональным, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным и ярким и увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Решение данных вопросов нахожу в применении информационно-коммуникационных технологий, формирующих познавательную потребность обучаемых.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  Преимущества применения данных технологий в обучении  очевидны:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг; разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%. Применение текста, цвета, графики, анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды; возрастает объём полученной информации, углубляется её восприятие и повышается качество усвоения.

Итак, новые технологии помогают развивать коммуникативные способности учащихся, создают условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. М. Академия, 2001 г.
  2. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов Педагогика. М. Академия, 2006 г.
  3. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/12/22/ispolzovanie-sovremennykh
  4. https://infourok.ru/otchet_ob_ispolzovanii__sovremennyh_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-553869.htm

 

 >>>Скачать материалы публикации