Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей обучающихся на основе личностно — ориентированного подхода

 

Автор: Прихожая Светлана Петровна
Должность: Преподаватель физики
Тип: Статья
Тема: «Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей обучающихся на основе личностно — ориентированного подхода»

Дата публикации: 25.11.2018

Есть одна наука — физика.
Все остальное — коллекционирование марок.
Резерфорд Э.

 

Способности усвоения знаний у всех обучающихся разные. На уроке одна из трудностей  обусловлена обилием теоретических сведений, которые студенты должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить вниманием всех обучающихся, нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.

  • Что делать?
  • Как построить учебный процесс?
  • Чему я хочу научить своих студентов?
  • Как побудить студентов к активному, осознанному усвоению знаний, к формированию высокой и устойчивой мотивации к обучению?

Каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы, ищет эффективные методы и средства организации образовательного процесса  в собственной практике и  в опыте своих коллег.

Для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся,   я реализую личностно — ориентированный подход на своих уроках.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это  обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей обучающихся,  к которым следует отнести:

— пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

— творческое мышление;

— способность находить и выражать оригинальные идеи;

— изобретательские порывы и богатое воображение;

— интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

— гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Чтобы развить у обучающихся эти умения необходимо учить их умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, планировать и проводить экспериментальную работу, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать их в виде статей или рефератов.

Используя личностно ориентированный подход в обучении, целесообразно применять  следующие   технологии:

  • технология дифференцированного обучения,
  • технология модульного обучения,
  • технология проектного обучения,
  • технология коллективного способа обучения,
  • технология интегрированного урока,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • игровая технология
  • адаптивная система обучения.

В личностно ориентированном обучении  предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку, стремление педагога видеть перспективы развития личностного его потенциала;
  • умение максимально стимулировать развитие ребенка;
  • отношение к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию;
  • опора на интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию;
  • создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • создание ситуации выбора на уроке;
  • воспитание у обучающихся умения планировать и самоконтролировать результаты своей работы
  • создание ситуации успеха у студентов.

Изменяется  и тип взаимодействия «педагог — студент»: от командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Такая  совокупность действий педагога, направлена на стимулирование и желания ребенка использовать  на уроках ранее приобретенные знания, умения и навыки, что в свою очередь  является развитием познавательного интереса.

Для поддержания  мотивации учебной деятельности необходимо учитывать следующие методические подходы:

  • изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика,
  • учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
  • введение системы творческих заданий,
  • использование педагогами таких речевых оборотов, как: “У вас обязательно получится..”, “Тебе особенно удалось это объяснение”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Использование вышеуказанных речевых оборотов  положительно сказывается на  эмоциональном настрое, на работе обучающихся  в течение всего урока.

Сочетание  различных форм коллективной и индивидуальной работы так же способствует формированию интереса к учению:

  • работа в паре «обучающийся — обучающийся» во время проведения самоконтроля и самооценки;
  • групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
  • межгрупповое взаимодействие при обобщении материала;
  • индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу, творческих работ и проектной деятельности.

Создание на уроках ситуации активного общения, не только монолога, но и диалога  позволяют обучающимся выразить себя и  проявить инициативу.

Ориентирование педагога только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых обучающихся. В этом случае есть угроза потери интереса к дисциплине у обучающихся среднего и низкого уровня. Поэтому, на различных этапах урока необходимо создавать  ситуацию выбора, для поддержания познавательной деятельности у студентов.

Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у обучающихся к дисциплине и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Такие задание можно оформить наглядно, проводить уроки – презентации,  которые позволяют не только эффективно  и полезно использовать время на уроках, но и способствовать развитию интереса и творческих способностей учащихся.

Этап изучения нового материала.

На этом этапе необходимо создать проблемную ситуацию на уроке, заинтересовать ребят поиском решения той или иной проблемы, привлечь ребят к  проектной деятельности, к самостоятельному составлению конспектов и  выбору информации по правилам, составлению научной картотеки. Всё  это способствует  развитию логического мышления и получению  глубоких, прочных и, главное, осознанных знаний по изучаемой теме. Важным и значимым становятся  жизненные  математические сведения. Задачи  практического содержания решаются и воспринимаются учащимися   лучше.

Этап применения знаний  и закрепление изученного материала.

Необходимо использовать дифференцированный подход, предложить  обучающимся карточки разного уровня сложности,  позволяющие студенту самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала,  пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности:

К I — задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

К II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны на уроке.

К III – задания, для студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине.

Этап проверки знаний.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с обучающимися, необходимо определить, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определить требования к освоению обучающимися изучаемой темы.

При задании на дом указывать не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и студенту, как и в ходе урока, предоставить право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показывать слабым обучающимся посильность поставленной учебной задачи.

Необходимо в конце урока обсуждение с детьми не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Вывод. Личностно ориентированный подход  – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно — урочной системы обучения. Личностно ориентированный подход способствует развитию  интеллектуальной  деятельность каждого студента с учётом его возможностей и способностей,  обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности обучающихся. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках необходимо  создать субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии обучающихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе — Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  3. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
  4. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
  5. Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
  6. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Издательство «Учитель», 2003.

 

 >>>Скачать материалы публикации