Нетрадиционные формы проведения уроков истории и обществознания

 

Автор: Бархатова Ирина Алексеевна
Должность: Преподаватель истории и обществознания
Тип: Статья
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков истории и обществознания»

Дата публикации: 26.11.2018

В последние годы нетрадиционные формы уроков используются преподавателями довольно широко. Интерес к ним вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объема учебного времени на творческо-поисковую самостоятельность обучающихся, модернизацию процесса обучения. Преподаватель стремится, удивить обучающегося, который проводит свое время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора, за компьютером, видеоиграми.

I.ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Игра на уроке истории и обществознания – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.

Цель игры – создание игрового состояния, специфического; эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Виды игр.

  1. Деловые игры.

Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что обучающийся  выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического персонажа).

Выделяют два подвида деловых игр – игры – обсуждения и игры – исследования.

В процессе игры – обсуждения воссоздается воображаемая ситуация нашего времени – диспут, симпозиум, «круглый стол», телемост, киносъемка, телепередача и др. В своей обучающей основе такие игры очень близки к дискуссиям, целиком строятся на учебном диалоге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определенную программу, план.

Так, на уроке – киностудии три «режиссера» создают свои творческие объединения, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дикторов», «актеров». Обучающиеся получают задание ознакомиться с литературой по проблеме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подобрать музыку, подготовить афишу. Целесообразно рассказать школьникам о возможных жанрах фильма: документальный фильм – хроника, основанный на воспроизведении хода событий; художественный фильм – воспоминание на документальной основе (по мемуарам и иным источникам); художественный фильм – диалог, построенный как беседы участников событий; фильм – экранизация литературного произведения.

Игра – исследование строится на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличие от игры – обсуждения она основана на индивидуальной деятельности ее «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме «СССР в первые послевоенные годы» преподаватель предлагает обучающимся написать фрагмент школьного учебника. Организовать работу позволяют задания, связанные с анализом учебника по истории СССР для 10 класса, впервые изданного в 1950 г. (под редакцией К.В.Базилевича, С.В. Бахрушина, А.М. Панкратовой, А.В. Фукса).

Ретроспективные игры.

Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая обучающихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каждый обучающийся получает роль представителя определенной общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры – эффект присутствия и следование принципу исторической беллетристики («так могло быть»).

Обучающийся, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, продумывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.

Ретроспективные игры помогают обучающемуся «вжиться» в историческое время, почувствовать колорит эпохи. Увидеть конкретных людей с их миропониманием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее».

И.В. Кучерук предлагает все ретроспективные игры разделить на несколько подвидов:

1) формально-реконструктивные игры, иллюстрирующие исторические события, документально воссоздающие обстановку определенной исторической эпохи (другое назначение – театрализованные представления);

2) формально-конструктивные игры, при которых в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладываются их собственные оценки, учитывающие их жизненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называют также театрализованными);

3) неформально-конструктивные игры, которые могут отступить от четкого сюжета и регламента, дают простор воображению и творческой деятельности участников (другое название – ролевые игры дискуссионного характера).

С учетом современного опыта проведения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры. Близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие происходит в далекую эпоху. Целесообразно различать подвиды неролевых игр.

Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди определенной эпохи демонстрируют свое мастерство, достижения, смекалку. Преподаватель получает возможность проверить знания обучающихся, а участники игры – применить эти знания. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, «Олимпийские игры в Древней Греции», «Город мастеров» (о средневековом городе), «На ярмарку в Шампань» (о средневековой торговле), «Европейцы в Новом Свете» (о Великих географических открытиях) и др.

Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая форма урока, когда обучающиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в определённой пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и пр.). Они четко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии.

Особенность этих игр состоит в том, что обучающиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

Ролевые игры основаны на разыгрывании определенных ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр.

Театрализованные представления имеют четко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен в группе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место  действия, исторические явления, представителей различных социальных слоев.

Театрализованные игры отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху. Сценарий или программа игры задают ее общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут участвовать все обучающиеся данной группы.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы (дискуссия участников). Роль преподавателя сводится к постановке проблемы и промежуточных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопределяется, может быть предложено несколько решений или не принято ни одного. Главное в игре – участие каждого обучающегося в обсуждении проблемы.

3.Деловые игры с элементами ретроспективности.

В играх такого рода участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий», которые встречаются для обсуждения важных вопросов, ведут диалог о прошлом. «Очевидцы» могут участвовать в современных формах общения – телемостах, митингах, пресс – конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действительности в данном случае оправдывается тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий и их реконструкции.

Тренинговые игры.

Приведенная выше классификация исторических игр основана на трех главных критериях:

-характере ролей участников;

-условия воображаемой ситуации;

-жесткость сценария, соотношение «заданности» и импровизации в деятельности участников.

Существуют также игры с внешними (жесткими) правилами и игры, основанные на алгоритме деятельности. Их называют тренинговыми. Таковы настольные игры (лото, домино, поле чудес); ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; сюжетные игры («неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, тексты с ошибками и др.).

Памятка участнику ролевой игры:

  1. Внимательно изучи рекомендованную преподавателей литературу и проанализируй ее, выбери необходимый матеариал.
  2. Рассмотри иллюстрации в учебнике и иных источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.
  3. Представь внешний облик человека, чью роль тебе предстоит исполнять, мысленно составь его биографию, надели чертами характера.
  4. Зная принадлежность данного человека к определенной общественной группе, его род занятий, время, когда он жил, попытайся понять, что могло его волновать, какие чувства он мог испытывать.
  5. Сопоставив внешний облик и внутренний мир своего героя, составь небольшой рассказ от его имени.
  6. Чтобы придать убедительность рассказу, включи в него общеупотребительные слова и выражения того времени, героем которого был данный человек.
  7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою, попытайся подготовить ответы на них.

Памятка участнику исторической игры.

  1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
  2. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.
  3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.
  4. Тщательно готовься к игре, продумай свое выступление.
  5. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай их, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
  6. Подчиняйся правилам игры.
  7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.
  8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.

Основные этапы игры

Подготовительный этап. Предшествует уроку-игре. Готовятся замысел и стратегия игры, пишутся сценарий, план, проводится инструктаж, готовится реквизит. Учитель объясняет игровую задачу, распределяет роли, дает дополнительную литературу, составляет опережающие задания, проводит индивидуальные консультации, вносит коррективы в сценарий.

Вводный этап. Проводится в начале урока. Преподаватель вновь объясняет группе задачи и возможности игры, роль участников, формулирует познавательное задание, создает игровой настрой.

Игровой этап. Игра в собственном смысле слова. Роли обучающихся и преподавателя описаны выше.

Оценочный этап. Проводится в завершение игры. Включает в себя анализ игры, оценку и самооценку участников, результативность их игровых действий. Особо рассматривается вопрос о соответствии моделируемой ситуации реальной. Преподаватель предоставляет слово экспертам, раздает карточки для анализа игры. Уместно провести блицинтервью и анкетирование.

II.ДИСКУССИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого обучающегося.

В последние годы в педагогической практике утвердилось дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит Важный вклад в их личностное развитие.

В самом общем виде в зависимости от принципов организации, задач и планируемых результатов можно выделить несколько видов исторических дискуссий.

  • Структурированная (регламентированная) дискуссия. Название говорит само за себя: обучающиеся получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всей группе. В начале урока преподаватель формулирует общую проблему, выдвигает возможные гипотезы ее решения. Каждая гипотеза становится предметом обсуждения в малой группе. Преподаватель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы. Примерная структура малой группы: ведущий (организует обсуждение проблемы, привлекает всех членов группы); аналитик (задает вопросы, подвергает сомнению высказываемые предложения); протоколист (фиксирует предложения, представляет позицию группы перед группой); наблюдатель (дает оценку работы каждого члена группы).
  • Дискуссия с элементами игрового моделирования. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только нашего современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого. Часть ребят представляют «реальных», т.е. современных нам экспертов, высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев». Группа формируются довольно большие по составу (как правило, по рядам).
  • Проектная дискуссия. В ее основе лежит предварительная работа групп обучающихся над проектами. Модель анализа проблемы сообщается за одну-две недели до урока:
  • Исторический анализ проблемы;
  • Выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы;
  • Разделение проблемы на отдельные вопросы;
  • Поиск и разработка частных задач решения общей проблемы;
  • Выработка гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

На уроке обучающиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы. Предмет дискуссии состоит в том, что в результате ее исследования и выявления трудностей решения обучающиеся намечают возможные способы ее разрешения. Проекты представляют собой ни что иное, как обоснованные гипотезы (предложения) решения данной проблемы. Проекты готовятся в малых группах и обсуждаются в группе.

  • Командная дискуссия (дебаты). Модель проведения командных дебатов разработана псковским методистом М.С. Ерохиной. На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защищать, а другая опровергнуть. В каждой команде – по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй – усиливает аргументацию, третий — представляет заключительный ответ, опровергает контродоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймкипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.
  • Парная дискуссия («вертушка»). Целью данного вида дискуссии, по мнению Ерохиной, является вовлечение всех обучающихся в обсуждение проблемы. Создаются два круга – внутренний и внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний – подвижный (обучающиеся по сигналу преподавателя пересаживаются на стул вправо). Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контродоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.
  • Дискуссия – «круглый стол». Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть группы. Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.

К дискуссиям относят также уроки-митинги, уроки – суды, уроки  — диспуты и др.

Памятка участнику дискуссии.

  1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
  3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
  5. Не забывай о четкой аргументации и логике.
  6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов.
  7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке».
  8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
  9. Никогда не «навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек.
  • Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Правила ведения дискуссии.

  1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
  2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Основные этапы урока – дискуссии

Вводный этап. Подготовка и включение группы в дискуссию. На этом этапе формулируется проблема, которая записывается на доске, намечаются узловые вопросы, определяются основные точки зрения участников, а также регламент, правила и условия обсуждения, проводится инструктаж, распределяются роли, раздается необходимый дидактический материал. По словам М.В.Кларина, «проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с постановки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае не следует формулировать его в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели и от каких действий воздержаться?.. Были ли возможны альтернативные действия?» Именно на вводном этапе преподаватель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию путем его углубления и расширения, поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив. К последним, как правило, относят ситуацию нравственного выбора перед принятием важного решения; обсуждение вопроса о целях и средствах деятельности; анализ цены того или иного события в истории.

Выделяют два типа альтернатив: альтернативы в историческом процессе и альтернативы в оценках событий, личностей, явлений.

Памятка для анализа альтернатив в историческом процессе.

  1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.
  2. Выявите историческую обусловленность каждого из них.
  3. Определите свое отношение к ним.
  4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.
  5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.

Памятка для анализа альтернативы, в оценках событий и личностей.

  1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности).
  2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.
  3. Определите возможность сопоставления оценок.
  4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих оценок, их объективность.
  5. Проанализируйте их аргументацию.
  6. Сделайте собственный выбор.
  7. Предложите свою оценку.
  8. Аргументируйте свою позицию.

 

Литература.

  1. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения, Алма – Ата, 1985;
  2. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1988;
  3. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991;
  4. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М., 1998;
  5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в училище. 1989. № 4.
  6. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.
  7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Н; 1994.
  8. Громозди В.Г. Альтернативы в истории // Преподавание истории в училище. 1991. № 5;
  9. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории // ПИШ. 1993. № 1.
  • Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в училище. М., «Новый учебник»; 2002 г.
  • Теоретические и методические основы преподавания права в училище. М., «Новый учебник»; 2002 г.
  • Диагностические контрольные работы. Н – М Центр. С – Петербург., 2000 г.
  • Янченкова Е. «Когда урок интересен». Жур. «Преподаватель». М., 2001 г., № 4
  • Нетрадиционные формы занятий. /Из опыта работы преподавателей истории г.Новокузнецка/. Новокузнецк, 1999г.
  • Жарова Л.Н., Мишина И.А. Книга для преподавателей по новой истории. М., «Русское слово», 2001г.
  • Певцова Е.И. Книга для преподавателя к курсу «Обществознание». М., «Русское слово». 2001 г.
  • Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков. Жур. ПИиОБЩ. 2002 г. № 7
  • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в училище. М., Просвещение, 1999 г.
  • «Я иду на урок истории». Книга для преподавателя. М.: Изд. «Первое сентября»,1999г.

Приложение

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Обществознание»

Тема. Рыночная экономика. Сферы производства

Цели.

  1. Закрепить ранее изученные экономические термины и понятия: торговля, деньги, банки, предпринимательство, налоги, брокер, корпорация, бартер, акция, инфляция, эмиссия, предпринимательский риск, малый бизнес, маркетинг, производство, цена.
  2. Познакомить участников аукциона с процедурой его проведения и использованием кредита под определенный процент.
  3. Приобрести навыки самостоятельного ориентирования в соответствующих правовых отношениях, субъектами которых они могут являться.
  4. Работать в группе, решать проблемные ситуации.

Тип урока. Повторительно-обобщающий.

Форма урока. Ролевая игра («Аукцион»).

Оборудование. Раздаточный материал, молоток для аукциона.

Содержание игр. Все участники перед началом аукциона получают в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного капитала под 30% годовых в размере 1000 монет. Это означает, что в конце аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 монет (1000 монет – это сам кредит и 300 монет составляют 30% годовых от суммы кредита).

Расписываясь в банковской книге «Выдача кредитов» за его получение, обучающийся одновременно с деньгами номер участника. Только имея такой номер, участник может претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе. Лоты – это предлагаемые вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

Игра состоит из 3 туров. Перед проведением очередного тура аукционист (ведущий аукциона) объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.

 

Ход  урока

Учитель: Наша игра поможет вам вспомнить и систематизировать те знания, которые вы получили при изучении темы. Она состоит из трех туров. Игру будет проводить аукционист.

          1 тур

                    Открытый лот – «Конкретный вопрос»

Аукционист: Тур «Открытый лот – «Конкретный вопрос» будет проходить по следующим правилам:

А) аудитории задается конкретный вопрос из области экономики рыночного типа;

Б) право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов;

В) первоначальная стартовая цена каждого лота составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг – 50 монет. Это означает, что торг ведется суммами, кратными 50 монетам. Например, один из участников называет свою цену за конкретный вопрос, предложенный аукционистом – 150 монет.

Называя свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот.

За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет в зависимости от сложности вопроса. Если же участник ответил неправильно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи с аукциона. Если же у кого-то из участников закончились деньги, он может с разрешения координатора взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 монет и под 50% годовых.

Аукционист громко и четко задает вопрос (объявляет первый открытый лот).

Примечание :ответы на вопросы – в Приложении.

 

Вопросы для первого тура:

  1. Как называется денежная единица иностранного государства (Англии, США, Италии)?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1000 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое товар?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1000 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое налог?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1400 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Как называется документ, в котором записаны основные права и обязанности сторон и условия сделки?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1100 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое инфляция?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1500 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое эмиссия?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1500 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое производство?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1300 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое цена?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1100 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  1. Что такое маркетинг?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1300 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

  • Что такое предпринимательство?

Денежное вознаграждение за правильный ответ – 1500 монет. Стартовая цена вопроса – 100 монет. Кто дает большую сумму?

Делается небольшой перерыв, в течение которого не участвующие в аукционе могут взять кредит в банке под 30% годовых (то есть до конца аукциона) и также принять участие в торгах второго и третьего туров

2 тур

          Полузакрытый лот – «Область экономических знаний»

Аукционист: В этом конкурсе «Область экономических знаний» на продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определенная область знаний об экономике рыночного типа.

Участник узнает точную формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лот, то есть уплатит максимально высокую цену из всех предлагаемых в ходе торгов. Цены остаются прежними, но цена за правильный ответ на вопрос возрастает и составляет от 1500 до 2000 монет.

В остальном правила торгов не изменяются. Так как на некоторые вопросы ответы могут быть неоднозначные, но верные, то аукционист или преподаватель устанавливает корректность ответа.

Вопросы для второго тура:

  1. Вопрос из области валютного обращения.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2000 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

После того, как кто-то купил этот лот, аукционист задает вопрос.

Что такое конвертируемая валюта?

  1. Вопрос из области предпринимательского дела.
  2. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 1900 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Что такое бартер?

  1. Вопрос из области биржевой деятельности.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2000 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Кто такой брокер?

  1. Вопрос из области налоговой политики.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 1800 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Как называется документ, в котором гражданин указывает, сколько денег он заработал в течение года?

  1. Вопрос из области международных экономических отношений.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 1500 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Как называется ввоз товаров и услуг из-за границы?

  1. Вопрос из области экономических санкций.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 1500 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Как называется денежное наказание виновных в нарушении условий договора, сделки?

  1. Вопрос из области предпринимательской деятельности.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2000 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Как называется форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям?

  1. Вопрос из области производственной деятельности.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 1300 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Что такое ВНП?

  • Вопрос из области налоговой политики.

Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2000 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто дает больше?

Как называется сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества?

Подводятся итоги конкурса.

                    3 тур

Закрытый лот – «Неизвестный вопрос»

Аукционист: В этом туре «Неизвестный вопрос» участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области экономических знаний о рынке будет в этом лоте. Все остальные правила остаются прежними. Но цена за правильный ответ увеличивается от 2000 до 2500 монет в зависимости от сложности вопроса.

Вопросы для третьего тура:

  1. Первый неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2000 монет. Кто дает большую сумму?

Какие виды рынков вы знаете?

  1. Второй неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2300 монет. Кто дает большую сумму?

Как называется документ, в котором указаны основные виды деятельности предприятия (фирмы)?

  1. Третий неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2100 монет. Кто дает большую сумму?

Что такое конкуренция?

  1. Четвертый неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2400 монет. Кто дает большую сумму?

Как называются средства, выделяемые государством для развития образования, здравоохранения?

  1. Пятый неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2400 монет. Кто дает большую сумму?

Что такое приватизация?

  1. Шестой неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2200 монет. Кто дает большую сумму?

Для чего нужны банки?

  1. Седьмой неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2000 монет. Кто дает большую сумму?

Как возникли банки?

  1. Восьмой неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2300 монет. Кто дает большую сумму?

Назовите составляющие элементы инфраструктуры рыночной экономики?

  1. Девятый неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2500 монет. Кто дает большую сумму?

Какие проблемы стоят перед малым бизнесом?

10. Десятый неизвестный вопрос.

Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос – 2500 монет. Кто дает большую сумму?

Бизнес и предпринимательство – это одно и тоже?

Подводятся итоги конкурса.

Подведение итогов урока.

После окончания всех туров участники определяют наличие денег; возвращают в банк кредит и 30% годовых за пользование им.

Затем называется победитель, то есть обучающийся, у которого остается на руках больше всего денег.

Учитель: Игра показала, насколько прочными являются ваши знания, и как непросто в реальной жизни зарабатываются деньги. Для этого необходимо много и тяжело работать и не забывать те экономические знания, о которых мы с вами говорили сегодня.

Домашнее задание. Повторить тему «Человек в системе экономических отношений».

 Ответы на задания первого тура

  1. Фунты стерлингов, доллары, евро.
  2. Товар – это то, что удовлетворяет потребность человека и произведено для обмена или продажи.
  3. Налог – это государственный платеж (сбор), взимаемый с физических и юридических лиц.
  4. Договор.
  5. Инфляция – это обесценивание денег.
  6. Эмиссия – это выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.
  7. Производство – это процесс создания разных видов продуктов.
  8. Цена – это количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
  9. Маркетинг – это современная система управления производственно – сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка.
  10. Предпринимательство – это создание хозяйственных организаций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе дохода.

Ответы на задания второго тура

  1. Конвертируемая валюта – эта валюта, которая свободно обменивается на другие национальные валюты.
  2. Основные виды расходов предпринимателя: аренда или покупка помещения, приобретение оборудования, покупка сырья и материалов, оплата труда сотрудников, расходы на рекламу и транспорт, оплата места на складе.
  3. Бартер – это товарообменная сделка без оплаты товара деньгами.
  4. Брокер – это посредник между продавцом и покупателем , который действует от третьего лица и за его счет.
  5. Декларация.
  6. Импорт.
  7. Штраф, неустойка.
  8. Корпорация.
  9. Валовой национальный продукт – это статистический показатель национального дохода.
  10. Прямой налог.

Ответы на задания третьего тура

  1. Рынки: товарный, информации, рабочей силы, финансовый, внутренний, международный.
  2. Устав.
  3. Конкуренция – это взаимодействие и борьба производителей и продавцов за наиболее выгодные условия сбыта товаров и услуг.
  4. Дотации.
  5. Приватизация – это разгосударствление собственности, процесс передачи государственной собственности в частную собственность.
  6. Банки собирают и копят деньги, одалживают их своим клиентам, ведут расчеты между фирмами и предприятиями, выпускают деньги (только Центральный банк).
  7. Банки возникали через менял и обмен, а также через ювелиров и хранение.
  8. Рынок, биржа, банк.
  9. Высокий показатель риска неудач;

Отсутствие управленческого опыта;

Несовершенное законодательство;

Рэкет;

Большие налоги;

Сильная конкуренция;

Вялая торговля;

Высокая стоимость кредита.

10. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, нового способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности

Бизнес же не требует открытия новых путей, изобретательства. Ему удобнее идти по проторенной дороге.

 

 >>>Скачать материалы публикации