Автор: Шаповалова Елена Петровна Дата публикации: 12.02.2018 |
Положение о выставке учебно-методических материалов
- Общие положения
Положение регламентирует порядок проведения выставки учебно-методических материалов.
- Цели выставки
- Раскрытие научно-методического и творческого потенциала преподавателей.
- Обеспечение образовательного процесса дополнительными учебно-методическими и дидактическими материалами.
- Стимулирование повышения профессионального мастерства преподавателей.
- Условия участия в выставке
В выставке принимают участие все желающие преподаватели (или группы преподавателей). Участие аттестующихся преподавателей является обязательным.
К участию в выставке принимаются следующие учебно-методические материалы:
— учебно-методические комплексы по дисциплинам;
— учебно-методические пособия для студентов;
— методические разработки для преподавателей;
— методические разработки внеклассных мероприятий по дисциплинам;
— методические разработки внеклассных мероприятий (культурно-массовых, спортивных, тематических классных часов и т.п.).
В зависимости от качества и педагогической значимости представленные материалы группируются в соответствии с уровнем методической работы.
Методические материалы первого уровня (принимаются от преподавателей, не имеющих квалификационной категории) – преподаватель демонстрирует знание и умение применять в собственной деятельности широко используемые педагогические технологии и методики преподавания.
Методические материалы второго уровня (обязательны для преподавателей 1 и высшей категории) – в методических материалах представлены инновационные подходы в образовательном процессе, интерактивные методы обучения, отражены способы и методы формирования профессиональных компетенций на занятии.
Методические материалы третьего уровня – методические материалы в виде учебно-методических комплексов по разделам, дисциплинам, с отражением инновационных подходов и способов формирования и оценивания уровня профессиональных компетенций.
Методические материалы четвёртого уровня – преподаватель создаёт авторскую программу и проводит экспериментальную работу по её внедрению, разрабатывает новые формы и методы обучения.
Представляемые методические материалы предварительно рассматриваются на заседании предметно-цикловых комиссий: на методическую разработку даётся внутренняя рецензия, на учебно-методическое пособие, учебно-методический комплекс – внешняя рецензия.
- Порядок проведения выставки
Работа по подготовке и оформлению методических материалов ведётся в течение учебного года.
Оформленные методические материалы обсуждаются на заседании предметно-цикловых комиссий, рецензируются и сдаются в методический кабинет на рассмотрение жюри не позднее, чем за месяц до объявленной даты проведения выставки.
Выставка представленных на конкурс методических работ организуется в методическом кабинете. Все преподаватели колледжа могут ознакомиться с материалами и оставить свои отзывы о качестве методических материалов.
Жюри изучает материалы, отбирает лучшие и определяет победителей конкурса.
Состав жюри: директор колледжа, заместители директора по научно-методической, учебно-воспитательной, учебно-производственной работе, методист колледжа, руководители ПЦК.
Лучшие методические материалы используются для распространения педагогического опыта, как среди преподавателей колледжа, так и за пределами колледжа.
- Подведение итогов выставки.
Преподаватели-участники выставки награждаются грамотами, дипломами.
Победители награждаются по номинациям:
— «Учебно — методические пособия для студентов»;
— «Методические пособия для преподавателей»;
— «Учебно — методический комплекс»;
— «Воспитание и развитие студентов».
Количество и название номинаций может изменяться; изменения обсуждаются и утверждаются на заседании методического совета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Положение о методических разработках
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом колледжа.
1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к содержанию, структуре и оформлению методических разработок преподавателей.
1.3. Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
1.4. Методическая разработка может являться результатом как индивидуальной, так и коллективной работы, направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или повышение качества подготовки по учебным специальностям.
1.5. Методическая разработка должна соответствовать главной цели методической работы педагогического коллектива колледжа — совершенствование квалификации и профессионализма преподавателя, повышение его компетентности, а также создание методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных компетенций студентов в соответствии с будущим профилем их деятельности и современными условиями информатизации общества.
1.6. В зависимости от цели, задач, качества и значимости, работа по созданию методических материалов может осуществляться в рамках следующих уровней:
1 уровень — преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;
2 уровень — преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Методическая работа может быть представлена в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ;
3 уровень — преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно-методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;
4 уровень — преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения;
5 уровень — преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем, разрабатывает УМК к электронному учебнику.
Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей.
- КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
2.1. Методическая разработка может представлять собой:
- Разработку конкретного урока;
- Разработку серии уроков;
- Разработку темы учебной дисциплины;
- Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
- Разработку общей методики преподавания предметов;
- Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
2.2. Классификация учебных изданий:
- a) Учебник
- содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;
- официально утвержден;
- предназначен для студентов.
- b) Учебное пособие
- частично или полностью дополняет или заменяет учебник;
- допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы;
- может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины;
- официально утверждено;
- предназначено для студентов.
- c) Учебно-методическое пособие:
- содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
- предназначено для преподавателей.
- d) Практикум:
- сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;
- предназначен для студентов.
- e) Пособие учебное:
- словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.
- предназначено для студентов.
2.3. Классификация методических изданий
- a) Методическая разработка:
- содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению передового опыта;
- планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);
- предназначена для преподавателей.
- b) Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.
Методическое пособие:
- содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к итоговой государственной аттестации; практические задания с примерами их выполнения;
- предназначено для студентов.
2.3.1. Структура методической рекомендации:
- Аннотация (кратко, 3-4 предложения). В ней указывается, какой проблеме посвящается методическая рекомендация, какие вопросы раскрывает, какой целевой аудитории предназначена.
- Содержание
- Введение (раскрывается актуальность данной работы (1-2 стр.), т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
2.3.2. Структура текста методических указаний:
- Название темы и обоснование ее актуальности.
- Учебные цели:
а) овладение компетенциями (конечная цель);
б) исходные для формирования умений базисные знания и умения студента.
- Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.
- Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие).
- Продолжительность занятия (в академических часах).
- Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.
- Содержание занятия:
- a) Контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;
- b) Рассмотрение основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;
- c) Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;
- d) Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);
- e) Контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).
- Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).
- Литература: основная; дополнительная.
В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.
- ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
3.1. Предварительная работа над методической разработкой
- выбор темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
- определение цели методической разработки (определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.);
- изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме;
- составление плана и определение структуры методической разработки;
- определение направления предстоящей работы.
3.2. Требования, предъявляемые к методической разработке:
- a) Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- b) Содержание методической разработки должно быть информативным, с целью приобретения информации о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- c) Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- d) Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- e) Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- f) Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на собственный педагогический опыт.
- g) Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- h) Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- i) Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
4.1. Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, список литературы, оглавление, при необходимости — заключение, приложения.
4.2. На титульном листе методической разработки приводится: наименование вышестоящей организации (Министерство образования и науки Российской Федерации) и наименование учреждения; заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание — отделение, курс); место и год издания.
4.3. На обороте титульного листа указываются: библиографическое описание издания (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания); аннотация (для учебных пособий) издания; данные о рассмотрении рукописи на заседании цикловой комиссии (№ протокола, дата рассмотрения); составитель данной работы (указывается должность, ФИО составителя); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО). Сведения об ученой степени, звании и должности приводится в соответствии с существующими правилами сокращения: доктор — д-р, профессор — проф., кандидат — канд., доцент — доц., биол., ист., мат., хим. и др. наук, например: канд. тех. наук, доц.
4.4. Аннотация — краткая характеристика, раскрывающая ее содержание, новизну, назначение.
4.5. Содержание — место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и по данной дисциплине; особенности издания, в отличие от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).
4.6. Введение преследует цель ввода читателя в содержание, проблему учебной дисциплины, а именно, раскрывается содержание предмета изучения данной науки, его становление и развитие в историческом аспекте, связь с другими дисциплинами и т.п.
Оглавление предпочтительнее располагать в конце пособия после списка литературы и приложений.
4.7. Требования к оформлению текста:
- Формат А 4.
- Поля: верхнее, нижнее, правое, левое — 2 см.
- Номера страниц — арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.
- Шрифт — Times New Roman.
- Высота шрифта — (14) пунктов;
- Красная строка.
- Междустрочный интервал — одинарный.
- Выравнивание текста — по ширине.
- Исключить переносы в словах.
4.8. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Заголовки не подчеркиваются. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
4.9. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
4.10. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
4.11. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С правой стороны страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».
4.12. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста. Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов. Объем основного содержания — не менее половины.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется.
Скачать материалы публикации:
>> Положение