Развитие инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования

 

Автор: Булгакова Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель экономических дисциплин
Тип: Статья
Тема: «Развитие инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования»

Дата публикации: 26.11.2018

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав.

Сегодня задача средних профессиональных образовательных учреждений – сделать так, чтобы все инвалиды могли получать  среднее профессиональное образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права молодых людей  с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, в настоящее время образование молодых людей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем средних профессиональных образовательных учреждений.

Инклюзия — это процесс, в котором средние профессиональные учебные заведения должны  принимать молодых людей  с ограниченными возможностями здоровья как индивидуальностей, посредством отказа от унифицированных программ и общих положений.

Развитие инклюзивного образования — процесс глобальный и долговременный. Многие страны применяют включенное обучение, обучают молодых людей с ограничен­ными возможностями здоровья по индивидуальным образовательным программам с удлиненными сроками обучения, предоставляют личных помощников. Другие государства, напротив, направляют средства на создание специальных интернатов для людей с инвалидностью, где они могут проживать, получать лечение и обучаться, или включают их в образовательную систему и жизнь общества в рамках мейстриминга и частичной инклюзии.

В каждой стране инклюзивное образование развивается уникально, в зависимости от традиций образовательной системы, обычаев и культуры, менталитета преобладающих народов и нормативно-правовых постановлений, относящихся к системе образования.

Долгие годы система образования четко делила молодых людей на обычных и инвалидов. Последние практически не имели возможность получить профессионального образования и реализовать свои возможности: их не брали в учреждения, где обучаются нормальные молодые люди. Несправедливость такой ситуации очевидна. На этой основе возникла потребность во внедрении совмещенной системы образования, которая создает одновременно оптимальные условия для обучения обычных молодых людей и людей инвалидов.

Впервые инклюзивный подход к образовательному процессу сформировался на Западе в 70-е годы ХХ века. Такой подход привлек, прежде всего, родителей, имеющих детей с психофизическими нарушениями, которые в начале 90–х гг. приняли активное участие в организации обучения своих детей в обычных детских садах и школах.

Специфика интеграции в России в образовательный процесс инклюзивного подхода имеет не только экономические или особые социокультурные особенности, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии.

Современная  профессиональная образовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно — принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого будущего специалиста.

На сегодняшний день система среднего профессионального образования для студентов  с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных совершенствований. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем, в настоящее время, в качестве приоритетного направления развития системы среднего профессионального образования студентов  с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных образовательных учреждениях, совместно с другими студентами. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

Возможны разные варианты организации интегрированного среднего профессионального образования. В общих чертах, в основе отечественной концепции интегрированного образования лежат три базовые положения.

Во-первых, подлинная интеграция предполагает создание в среднепрофессиональных образовательных учреждениях  оптимальных условий для каждого студента  с особыми потребностями. Перемещение же студента  из специального учебного заведения, имеющей все необходимое оборудование, а главное – штат квалифицированных специалистов, в неприспособленную для него общеобразовательную школу не имеет ничего общего с интегративным подходом к организации образования, соответствующего возможностям и особым потребностям студента. Формальная интеграция является новой скрытой формой дискриминации. Если студентов  с ограниченными возможностями здоровья предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, то в действительности нарушается его право на качественное образование. В этом случае положение человека не только не улучшается, но и ухудшается.

Во-вторых, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития отечественной системы специального образования, интеграция не должна подменять систему специальных образовательных учреждений, поскольку она является лишь одним из подходов к образованию детей с нарушениями развития, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными. Интеграция не должна противопоставляться системе специального образования, она является детищем специальной педагогики.  Каждый интегрированный студент нуждается в специальной педагогической помощи и психологической поддержке. В образовательном пространстве страны должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной помощи студентам с отклонениями в развитии, интегрированным в среднепрофессиональные образовательные учреждения. Смысл интеграции состоит не в том, чтобы противопоставить две образовательные системы – массовую и специальную, а в том, чтобы сблизить их, сделать проницаемыми границы между ними, обогатить общую педагогику достижениями специальной.

В третьих, отечественная концепция основана на представлении о необходимости обеспечить многообразие форм интеграции (от полной до минимальной) на базе различных образовательных учреждений (специализированных, массовых, комбинированных). Только в этом случае возможно осуществить подлинную интеграцию, ориентируясь на уровень психического развития студента.

Хочется отметить, что создание полноценно работающей системы инклюзивного образования — это долгосрочный проект и инвестиции скорее в будущее, чем в настоящее. Результаты проводимой сегодня работы мы увидим только через определённое количество лет.

Одной из современных тенденций  образования, является предоставление молодым людям  с ограниченными возможностями права посещать среднепрофессиональные образовательные учреждения  и обучаться в них наравне со студентами, не имеющих отклонений в развитии.

Инклюзивное образование — это не просто совместное обучение молодых людей с ОВЗ и людей с нормой, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, и он не принесет желаемых  результатов, не закрепится в обществе  до тех пор, пока мы не научимся находиться рядом с особыми студентами. Пока не научимся помогать им, а это куда сложнее, чем оборудовать учебные заведения лифтами и пандусами.

Список используемой литературы

  1. Ардзинба.В.А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки :/ В. А. Ардзинб // «Психологическая наука и образование». -2010.-№5.-с.23-29
  2. Воробьева Г. Е., Грищенко Е. Г. Инклюзивное образование: готово ли современное общество принять «особенных» детей? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – С. 224–226. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570176.htm.
  3.  Шурыгина В.В., Чуктурова Н.И., Шурыгин А.С. Современные психолого-педагогические подходы к инклюзивному образованию / В.В. Шурыгина.,Н. И. Чуктурова., А.С.Шурыгин // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика.- 2015. №3. с. 73 – 76.

 

 >>>Скачать материалы публикации