Детский дизайн как технология для создания этнокультурного пространства, обеспечивающего творческое развитие детей

 

Автор: Коротких Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Детский дизайн как технология для создания этнокультурного пространства, обеспечивающего творческое развитие детей»

Дата публикации: 26.11.2018

Дизайн – это новый вид творческой деятельности человека, самым тесным образом связанный с организацией предметно-пространственного мира. Смысл его – в создании вещей, сохраняющих свою функциональность, полезность при наличии высокохудожественного облика, отражающего актуальные проблемы своего времени. В отличие от произведений искусства, продукты дизайна всегда имеют какое-нибудь предназначение, выполняют практическую функцию. Но поскольку эти предметы создают художники, то их форма несет в себе эстетическую функцию, совмещая пользу и красоту.

В педагогике не раз возникала потребность в изучении возможности переноса центра тяжести в художественном воспитании ребенка – дошкольника с изобразительной деятельности (рисунок, скульптура, живопись) на более доступное ему декоративно-прикладное искусство, на дизайн – рукоделия с разными материалами, более органичные ребенку и более приспособленные для его жизни. В 60 – 90 годы проводились исследования по обучению детей основам дизайн – конструирования и художественному моделированию в предметной среде (Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, Г.Н. Пантелеев и др.)

Основная задача и содержание дизайн-деятельности в том, чтобы каждый ребенок смог использовать свой художественный опыт, полученный в процессе рисования карандашами и красками, занятий цветной аппликацией, лепкой и конструированием из разных материалов, в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка.

Дети играют в «ряженья кукол», в «дочки — матери», обустраивают игровые комнаты и домики, строят «крепости и замки». Они моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам. Все это можно делать не только с интересом, но красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в играх и украшениях праздников и в быту. В этом случае уже можно говорить о том, что ребенок занимается проектированием, истоками дизайн-деятельности, еще не вполне это осознавая.

Хорошей предпосылкой выполнения ребенком творческих заданий является опыт моделирования с использованием предметов и их заместителей (В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков и др.) Изготавливая вместе с детьми модели различных предметов, можно дать ребятам мощный стимул к дизайн-деятельности.

В области художественного дизайн-моделирования старшие дошкольники проявляют удивительное своеобразие в нетрадиционных подходах и оценках ситуаций при организации своих кукольных игр, бытовых и праздничных помещений и уголка для игр в любое время года.

Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественными и бросовыми материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Ребята получают удовлетворение от самого процесса творческого поиска, испытывают радость первопроходцев, не пугаются собственных ошибок на пути к достижению цели.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено  возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также Концепцией дошкольного образования, которая провозглашает в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Размышляя о создании для ребенка комфортной материальной среды,   которая исходит из интересов ребенка и перспектив его развития, о потребностях детей в практической деятельности и наблюдаемых игровых предпочтениях детей, о необходимости дать каждому ребенку реальное ощущение жизненности, значимости его усилий, его результата в творческой деятельности, о научно-прикладных тенденциях развития современного дошкольного образования в рамках полихудожественного подхода я пришла к выбору детского дизайна как направления, как технологии для создания пространства, обеспечивающего творческое развития детей.

Имея художественное образование и творческие способности, я почувствовала  потребность и желание глубже ознакомиться с историей развития дизайна. Обобщив опыт организации детской дизайн — деятельности, разработала перспективно-календарный план  дизайн – студии «Ералаш» для детей старшего дошкольного возраста, также методическое обеспечение по данному направлению.

Целями организации дизайн-деятельности с детьми старшего дошкольного возраста считаю:

  • Пробуждать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности, произведениям искусства;
  • Приобщать к благоустройству и украшению своего игрового пространства, ближайшего окружения;
  • Способствовать обретению детьми представлений об архитектуре, о творчестве, прикладном искусстве живописцев и скульпторов;
  • Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в декоративной деятельности;
  • Развивать интерес к дизайн — творчеству и использованию его результатов в быту, играх, декоре помещений в детском саду и дома.

Система взаимодействия с детьми направлена на то, чтобы ребенок получал яркие впечатления, стремился и мог выражать свои впечатления художественно-выразительными средствами, приобретал опыт художественно-эстетической деятельности, научился творчески применять его в своей жизни; обеспечиваю единство формирования у старшего дошкольника эстетического отношения к окружающему и развитие художественных способностей в среде декоративного дизайна.

На этапе приобщения детей к дизайну, организую посещение выставок, музеев, провожу экскурсии для рассматривания образцов старинной архитектуры и современного зодчества (типового и оригинального), знакомлю с разнообразием фасадов и украшений (окон, крылец, фронтонов, крыш), с фактурой строительных материалов (камень, кирпич, дерево, черепица, железо, стекло и т.п.) На прогулках по городу показываю детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращаю внимание на облик людей, их гардероб.

Поскольку в дизайн-творчестве важен запас эмоциональных впечатлений ребенка, его художественной памяти, прогулочное посещение парка или сквера использую для любования пейзажем, разнообразием флоры, явлениями природы, для сбора материалов для будущих аранжировок, украшения одежды, сервировки стола и благоустройства интерьера (букеты, гербарии, гирлянды). В играх и в быту знакомлю ребят с различными проявлениями дизайн-культуры, обращаю внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах. Помогаю детям научиться планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Особое внимание уделяю ознакомлению с народной и современной одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Провожу занятия дизайн — студии по оформлению современных моделей одежды с использованием элементов русского костюма. Игры художественного содержания и сюжетно — ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. Маленькие дизайнеры оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым людям. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.

В процессе увлекательной занимательной деятельности дети познают способы плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделирование, макетирование (фасоны и декор одежды, изготовление аксессуаров). Показываю, как следует планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым). Побуждаю к участию детей в создании педагогических композиций к праздничным утренникам и развлечениям (фризы, панно, коллажи, панорамы, диорамы) и в длительных архитектурно-художественных проектах (по сказкам, фольклорно-историческим темам, по дизайну современного города и села). Обучаю детей приемам использования современного оборудования (лекала,  трафареты, степлеры и т.п.) и разных материалов (естественных – дерево, камень, ткани и др. и искусственные – различная упаковка, бижутерия, пленки, галантерея и др.)

Продукты детского дизайн — творчества используются как в эстетической организации пространства, так и в качестве красивых полезных предметов, составляющих среду для ребенка в играх и в быту. В результате ребенок полнее ощущает себя творцом, познает свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая поделки с работами сверстников по стилистике, манере, подчерку при посредничестве взрослого. Дизайнерские проекты детей в предметно-декоративном и пространственно-декоративном исполнении демонстрируют индивидуальную и коллективную успешность детского сообщества. Маленькие дизайнеры участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок  достаточно разнообразна: «Кокошники», «Сошью красный сарафан», «Осенний калейдоскоп», «Бал моды», «Природа и фантазия» и др. Возрос неподдельный интерес  родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда красиво оформляются. Все «шедевры» оцениваются по достоинству и не остаются незамеченными.  За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок семьям вручаются благодарственные письма и медали, оформляются специальные выпуски газет.

Поддерживаю атмосферу сотворчества педагога и ребенка в процессе подготовки инсценировок сказок и оформления дизайна спектаклей.

Отмечу, что в дизайн-деятельности воплощается единая система сотворчества ребенка и педагога по организации и преобразованию среды: совместные обсуждения, проектирование, оснащение базисных компонентов среды продуктами детского творчества. Имеет место также плодотворное взаимное творческое обогащение детей и взрослого: в ситуации выполнения дошкольниками творческих заданий столь необычно, что это подталкивает и педагога к нестандартным, более удачным решениям.

Я думаю, что мои дети в будущем найдут себя в разных сферах деятельности, но у них навсегда останется восприятие окружающего пространства как большой творческой мастерской и осознанная потребность в креативной деятельности.

 

 >>>Скачать материалы публикации