Автор: Кривенкова Тамара Николаевна Дата публикации: 26.11.2018 |
Одним из наиболее проблемных вопросов организации образования является процесс оценки результатов обучения. Ключевым является вопрос — что необходимо контролировать? Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) содержат требования к результатам освоения программ по профессиям и специальностям, представленные в виде общих и профессиональных компетенций. Таким образом, основой для определения содержания контроля является, прежде всего, формулировка результатов образования на основе компетентностной модели подготовки выпускника.
При разработке компетентностно-ориентированных заданий по дисциплинам и профессиональным модулям необходимо соблюдение следующих этапов:
- Определение профессиональных задач и содержания компонентов компетенций, обеспечивающих их решение
- Соотнесение профессиональной задачи и содержания учебной дисциплины (профессионального модуля), так называемое «прикрепление» дисциплин учебного плана к компетенциям
- Формирование содержания каждой дисциплины в соответствии с компонентами компетенций
- Определение содержания контроля.
Таким образом, содержание компетенций становится основой для проектирования системы дидактических единиц, определяющих понятийный аппарат дисциплины, соответствующих методов обучения, методического обеспечения, что в свою очередь определяет и содержание контроля, и его формы и способы.
При этом оценочные средства в целом должны соответствовать следующим обобщенным требованиям — создавать возможность измерений, позволяющих реализовывать вариативность контроля, ориентироваться на оценку уровня сформированности умений решать профессиональные задачи будущей деятельности выпускника, позволять непрерывно отслеживать качество учебных достижений обучающихся.
Объем контролирующих мероприятий в соответствии с рабочей программой конкретной дисциплины должен соответствовать поставленным целям. Содержательно оценочные средства могут включать контрольные задания, направленные на оценку уровня усвоения понятийного аппарата (знаниевый компонент компетенции), способов достижения (на уровне ориентировочной основы действий), непосредственных операций и возможного опыта представления результата.
Контрольно-оценочные средства и их содержание должны быть приближены к основам будущей профессиональной деятельности.
Алгоритм создания компетентностно-ориентированного задания включает в себя три этапа:
- Аналитический этап — определение профилей компетенций подлежащих формированию или оценке
- Этап конструирования — формулирование задачи на основе выбранного профиля, поиск источников, позволяющих реализовать деятельность, формирование стимула, создание модельных ответов, ключей, шкал
- Экспертный этап — экспертиза задания в профессиональном сообществе
Структура компетентностно-ориентированных заданий включает в себя следующие составляющие:
- Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
- Задачная формулировка указывает на деятельность обучающегося, необходимую для выполнения задания
- Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
- Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке
- Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения.
Требования к компетентностно-ориентированным заданиям:
- Интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики)
- Проблемно-деятельностный характер
- Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам)
- Актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности, личностных, социальных интересов
- Экспертиза в профессиональном сообществе.
>>>Скачать материалы публикации