Семейное воспитание — необходимое условие духовного единства поколений

 

Автор: Поливанова Елена Владимировна
Должность: Педагог-организатор
Тип: Исследовательский проект
Тема: «Семейное воспитание — необходимое условие духовного единства поколений»

Дата публикации: 02.12.2018

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье: родители самой природой предна­значены и обществом уполномочены быть первыми вос­питателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы че­ловеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент лич­ности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши де­ти – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспи­тателями своих детей. Наши дети должны вырасти прек­расными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Пра­вильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.

 «Новорожденные везде плачут одинаково.
Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки.
Это результат воспитания».

Сунь Цзы

 

Переход России на инновационный путь развития, намеченный политическим руководством в рамках «Стратегии 2020», со всей необходимостью предполагает повышенное внимание к развитию человеческого потенциала российской нации. В связи с этим резко усиливает значимость не только количественных, но и качественных характеристик населения — его здоровья, образа жизни, общей культуры, трудовых мотиваций, образованности, и т.п.

Принято считать, что корень проблем качества населения — в его низких доходах, недостаточном уровне жизни. Действительно, нелепо отрицать влияние данного фактора на состояние человеческого потенциала. Но столь же нелепым и недальновидным представляется рассматривать его как единственный, игнорируя при этом влияние духовно-культурных факторов.

В условиях культурной деградации сам по себе рост доходов может не повышать, а снижать качество населения. Так, например, проблемы СПИДа и наркомании (как основного канала его распространения) наиболее сильны в богатых регионах и городах. Это проблема «потерянного» поколения — молодежи из небедных семей, но без развитых потребностей и мотиваций, с низкой культурой и неусвоенными моральными нормами.

Сегодня для развития человеческого потенциала нашей страны наибольшей угрозой являются именно духовно-культурные риски, обусловленные ценностями  «общества потребления». Молодежь и общество в целом становятся более прагматичными, жестокими, циничными, более беспощадными к слабым, что особенно опасно для самой незащищенной части населения — детей, причем не только детей из бедных семей.

Статистические данные на этот счет неутешительны. Беспризорность, социальное сиротство и невнимательное отношение некоторых родителей к собственным детям становятся причинами таких опасных явлений, как преступления в отношении детей и подростковая преступность.

Таким образом, воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения становятся сегодня важнейшими факторами развития России и обеспечения ее национальной безопасности.

Как же сориентировать современного ребенка на вечные ценности, привить нормы морали и высокой нравственности? Человек, отвечающий высоким требованиям как всесторонне развитая личность, не развивается сам собой. Сознание и мировоззрение формируются в процессе социализации, основное содержание которого есть передача и освоение социального опыта, становление общественного человека, а, в конечном счете — воспроизводство самого общества. При этом начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.

Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный поколениями опыт воспитания детей в семье. По образному выражению И.В. Бестужева-Лады, семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией». В прошлом, когда институциональные формы воспитания в мире не были столь распространены, как сейчас, именно эта «академия» закладывала ценностные, моральные ориентиры личности, позволяла усваивать навыки, необходимые человеку на протяжении всей его последующей жизни в обществе.

Совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа, составляющие основу семейного воспитания, принято называть «народной педагогикой».

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. У каждого народа, нации, общины, рода, племени, этнической диаспоры складываются свои представления о воспитании и соответствующий практический опыт. Идеал воспитания, его содержание, средства народной педагогики теоретически, в строгих определениях не сформулированы и не систематизированы. Они бытуют в фольклоре, образе жизни нации, в практической деятельности в различных сферах жизни и быта народных масс, но формируются именно в семье.

Народная педагогика дает возможность воспитывать в подрастающем поколении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.

В сегодняшних российских условиях, когда многие задаются вопросом о том, в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций — воспитательную, именно народная педагогика может выступать основой гармоничного семейного воспитания подрастающего поколения. Не в «глобализации» (под которой чаще всего понимается вестернизация) основ семейного воспитания, а в опоре на народные педагогические традиции следует искать решение проблемы формирования гармоничной личности, передачи молодому поколению морально-этических, культурных норм, развитию духовности и патриотизма россиян.

  1. Воспитание детей в семьях русских крестьян

Чтобы рассмотреть самобытный характер русской народной педагогики, обратимся к жизни деревенской семьи конца XIX в. — 30-х годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации крестьянского хозяйства в Советском Союзе.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5—10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками.

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.

Родители

Русские люди считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины — материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением у односельчан.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.

Дети

По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. В реальности же отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

Взаимоотношения сына и матери строились по несколько иному сценарию. Сын находился в полном распоряжении матери до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи, которой, по народным представлениям мальчик более поддавался, чем девочка. После вхождения в отрочество сын должен был «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Мальчик, который продолжал демонстрировать всем свое предпочтение матери перед отцом, получал прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших — служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую — сестра».

Рассмотрим основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях.

Любовь к родной земле

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Почитание старших

Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы по отношению к родителям, народная педагогика предлагала и родителям проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Правда, подчеркивалось, что любовь родителей к подросшим и взрослым детям должна быть разумной. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.

Доброта и милосердие.

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение». Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом.

Честь и достоинство

Русские люди, советуя своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять всегда и во всем чувство собственного достоинства, «хранить честь смолоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды. Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле». Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности. В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».

  1. Семейное воспитание в СССР

Во времена советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. Конституция СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

При этом советская семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Также обоснованно считалось, что с воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная семья. В семье, где много детей, у каждого ребенка естественно возникает богатая палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребенок играет все более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Советские семейные психологи подчеркивали, что талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестер.

Главной и общей задачей семейного воспитания в СССР (наряду с воспитанием в детском саду, школе и других государственных учебно-воспитательных учреждениях) считалась «подготовка детей к жизни в социалистическом обществе».

  1. Трансформация семьи в современной России

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;

изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;

наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;

изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой — к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.

Анализ особенностей семейного воспитания демонстрирует важность семейного воспитания для жизни общества. Именно благодаря семейному воспитанию, которое лежит в основе формирования личности и успешной социализации индивида, усвоения им норм и правил конкретного общества, достигается повышение человеческого потенциала нации и, тем самым, обеспечивается успешное социальное развитие.

Как показывает практика, невнимание к семейному воспитанию и проблемам семьи в целом ведет в конечном счете — к духовно-нравственной деградации нации.

Исследование по проблеме «Семейные традиции».

Нами был проведен опрос среди студентов нашего колледжа, в опросе приняло участие 157 человек.

Вопросы которые мы задали студентам были следующие:

  1. Кого вы считаете членами своей семьи?
  2. Как часто Вы видитесь со своими родственниками, не входящими в Вашу непосредственную семью?
  3. Существуют ли в Вашей семье какие-либо традиции? Назовите их.
  4. Часто ли вы выезжаете на природу, в походы  всей семьей?
  5. Какую традицию вы хотели бы ввести в вашу семью или  в свою будущую?

Результаты анкетирования мы оформили в виде диаграмм.

  1. Кого вы считаете членами своей семьи?

10 человек ответили что, это родители и животные( 8%)

94 человека ответили что , это родители , бабушки дедушки , братья, сестры. (60%)

41 человек ответили что , это все родственники (26%)

2 человека ответили что, это бабушка и дедушка (1%)

4 человека ответили ,что это мама и молодой человек или девушка (3%)

  1. Как часто Вы видитесь со своими родственниками, не входящими в Вашу непосредственную семью?

36 человек ответили  , что видят родственников часто (23%)

15 человек видят родственников раз в месяц (10%)

14 человек видят родственников раз в неделю (9%)

54 человека видятся с родственниками редко (34%)

4 человека ответили , что никогда не видятся с родственниками (3%)

18 человек видятся с родственниками несколько раз в год (11%)

4 человека видятся с родственниками по праздникам (3%)

8 человек видятся с родственниками каждый день (5%)

4 человека не ответили на вопрос (3%)

  1. Существуют ли в Вашей семье какие-либо традиции? Назовите их.

119 человек ответили, что в их семье нет традиций(76%)

4 человека ответили , что в их семье есть традиции , но не уточнили какие (3%)

18 человек ответили, что в их семье есть традиция собираться всем вместе на праздники(11%)

6 человек ответили , что традиция в их семье собираться по вечерам вместе (4%)

10 человек считают традицией в своей семье выезжать на природу (6%)

  1. Часто ли вы выезжаете на природу, в походы всей семьей?

35 человек ответили да (22%)

60 человек ответили нет (38%)

15 ответили , что выезжают на природу только летом (10%)

27 человек выезжают на природу всей семьей редко(17%)

12 человек выезжают раз в месяц (8%)

8 человек ответили ни когда (5%)

  1. Какую традицию вы хотели бы ввести в вашу семью или в свою будущую?

81 человек ответили никакую (52%)

30 человек не ответили на вопрос (19%)

10 человек ответили , что хотели бы путешествовать (6%)

19 человек хотели бы чаще выезжать на природу (12%)

10 человек ответили , что хотели бы собираться вечером всей семьей (6%)

7 человек выбрали культурное времяпровождение (4%)

Колыбельная на ночь… сказка перед сном… знаменитые «семейные воскресные обеды» — все это так просто, и одновременно так важно! Важно для становления настоящей Семьи, именно так, с большой буквы. Важно для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи — это тепло, это ценности, это вечно.И даже не столь важно, что именно станет такой семейной традицией — ежесубботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье. Члены одной знакомой мне семьи никогда не садятся ужинать без папы. Все дожидаются его с работы, дети накрывают на стол, мама подает кушанья (внимание!) на фарфоровых блюдах, доставшихся ей от прабабушки — истинные фамильные ценности.

Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев — это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет определенную роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом, или готовить пригласительные перед организованной праздником-поездкой на природу. Главное, что при этом даже самый маленький член семьи чувствует себя значимым. Почему бы не ввести в привычку, к примеру, семейные ежевечерние чтения перед сном, а один раз в неделю — обсуждение прочитанного? Так каждый из членов семьи сможет получше узнать друг друга, научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться ближе и роднее. Это не зависит от возраста малыша. Поверьте, детская психика прекрасно воспринимает информацию, которую ей дают, и в свое время ваш ребенок будет удивлять окружающих своей эрудицией и уровнем развития. А если личностное становление происходит в семье, будьте уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда, когда он вырастет. Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками — это необходимые составляющие семьи, залог душевного здоровья, сохранение благоприятного микроклимата. Создайте семейную традицию уже сегодня — и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваш, уже умудренный опытом, сын станет рассказывать своей внучке о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение…

 

 >>>Скачать материалы публикации