Интерактивные методы обучения на занятиях «Анатомии и физиологии человека»

 

Автор: Балдина Людмила Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Интерактивные методы обучения на занятиях «Анатомии и физиологии человека»

Дата публикации: 02.12.2018

Сегодня российское образование оказывается самым масштабным и может быть — единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны.

Современные требования к выпускникам учебных заведений СПО складываются под влиянием ситуации на рынке труда, а также таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Система среднего профессионального образования – качественно новый уровень получения профессионального образования. На данном этапе цель профессионального образования — обеспечение обучающимся возможности последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Дать качественное образование, в соответствие с Государственными стандартами среднего профессионального образования. Резюмируя, можно сказать, что цель профессионального образования системы СПО — подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека, думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Для того, чтобы студенты умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в повышение интереса к обучению. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.

Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения студентов к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Активизация познавательной деятельности — сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения общими и профессиональными компетенциями. Главная цель активизации — формирование активности студентов, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В структуре активности выделяются такие компоненты как: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие.

Активность подразумевает мотивацию студента и его самостоятельность в овладении компетенциями, которая достигается использованием разных форм, методов, средств обучения, их сочетание.

Особо важное место в учебном плане отделений «Сестринское дело» занимает учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека», так как изучаемый материал по данной учебной дисциплине является пропедевтическим курсом и основой для формирования общих и профессиональных компетенций по другим общепрофессиональным дисциплинам. Именно анатомия и физиология человека   устанавливает междисциплинарные связи с практически со всеми основными профессиональными дисциплинами.

Перед преподавателями анатомии и физиологии человека стоит серьезная задача по организации учебного процесса таким образом, чтобы уровень формирования компетенций обучающимися был высоким, что является залогом хорошего усвоения учебного материала по другим профессиональным дисциплинам и модулям.

В преподавательской практике по формированию общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Анатомия и физиология человека» особое место занимают педагогические технологии   активных форм обучения, позволяющие обеспечить активность познавательной деятельности.  Считаем, что именно эти методы позволяют организовать участие на занятии каждого студента, повышать его интерес к предмету, повысить авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда.

В процессе обучения обращается внимание в первую очередь на те методы, при которых студент идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

На занятиях анатомии и физиологии используются методы:

  • коллективно-мыслительной деятельности: работа в малых группах, ролевые, деловые игры, терминологический диктант, метод Джигсо. Метод коллективно-мыслительной деятельности воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Данный метод предусматривает разнообразные приемы в работе.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия, вызывает дух соперничества).

  • приемы критического мышления:
  • «Банк слов», моделирование ситуации, кластер, разбор случаев из практики, перекрестная дискуссия, верные и неверные утверждения. Прием «Банк слов» позволяет студентам самостоятельно определить факторы, стимулирующие и тормозящие выработку пищеварительных соков с использованием двух емкостей «стимулирующие» и «тормозящие факторы». С помощью задания «Концептуальная таблица часы» сопоставляется время с физиологическими процессами, протекающими в желудке (флипчарт).
  • игровые технологии. Использование игровых технологий способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности студентов, формирует умение работать в команде, стимулирует умственную деятельность.
  • метод «Мозговой атаки». Целью проведения «мозговой атаки» является получение от группы в короткое время большого количества вариантов ответов. Применение этого метода позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех студентов в активный творческий процесс.
  • Кейс – метод. Включение такого метода дает возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки у студентов, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, формировать общие компетенции.

Итак, в условиях нового ФГОС задачей каждого преподавателя является научить студента учиться самостоятельно, заинтересовать обучающегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, они могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.

Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях.

Анализ опыта применения активных форм обучения показывает, что можно достаточно эффективно решать такие задачи, поставленные перед преподавателем как: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов, воспитывать системное мышление специалиста – общие и профессиональные компетенции.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М., 1989 г.
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. М., “МарТ”, 2006 г.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.

 

 >>>Скачать материалы публикации