К понятию о лучшем учебном занятии

 

Автор: Щербакова Елена Лазаревна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «К понятию о лучшем учебном занятии»

Дата публикации: 03.12.2018

Изменения жизненных реалий сегодняшнего дня меняют постоянную картину в образовательной системе. Эти изменения происходят и на ступени СПО. Они порождают проблемы и делают вызов преподавателям любого уровня, задавая все новые и новые планки в перспективе развития.

Амбициозность таких перспектив заставляет пересматривать свою точку зрения по поводу современного учебного занятии, задавая вопрос: А какое современное занятие достойно быть лучшим?»

В разные времена лучшим занятием считалось то, которое отвечало главным требованиям и  задачам, поставленным перед преподавателем. Например, на сегодняшний день эти задачи связывают с профилизацией во всех дисциплинах. Задача прозрачная для преподавателя профильного цикла, и задача не простая, но решаемая для преподавателей общеобразовательного цикла.

Лучшее учебное занятие должно заключать в себе ценность. Ценность, в свою очередь, должна содержать важность и актуальность выдаваемого и усвоенного материала, его значимость, полезность, с одной стороны. С другой стороны, ценность любого занятия это правильно подобранные и уместные методы и приемы, владение которыми дает педагогу возможность, как некий бонус, показать свое мастерство и новаторство. Это так же этическая и эстетическая составляющая занятия.

Нужно полагать, что любое хорошо продуманное занятие будет включать в себя различные технологии, начиная со здоровьесбережения, заканчивая технологией критического мышления, кластером или др.

Одним из таких сравнительно молодых методов является метод «фокус групп». Этот метод базируется на диалоге, который, в свою очередь, строится на основе воображаемой ситуации с выражением коммуникативных намерений. Нужно согласиться, что данный метод очень хорошо подходит для усвоения нового  и закрепления изученного материала,  например, на занятиях иностранного языка, хотя к симуляционным ситуациям прибегают сегодня очень часто и на занятиях по профильным предметам. Однако, основа проработки диалогической речи, направленной на коммуникативную составляющую, является неизменной задачей общедисциплинарного гуманитарного цикла.

Существует и ряд других сравнительно новых технологий, приемов и методов, которые могут украсить занятие, показав его достоинства. Другое дело — это умелое и уместное их использование.

Следовательно, если лучшее учебное занятие включает наибольшее количество уместных, в том числе и новых методов, приемов, технологий, отвечающих требованиям государственного стандарта, общим и частным целям, переплетающихся между собой, следующих логичной цепью согласно этапам занятия, дополняющих друг друга, не нарушающих этическую и эстетическую целостность занятия в системе запланированных уроков —  это и будет максимально приближенное к лучшему учебное занятие.

Эффективность учебного занятия — результат активной позиции педагога и активизации познавательной деятельности обучаемых.

Чтобы постоянно активизировать познавательную деятельность студентов, иногда необходимо прибегать к исследовательской работе или проекту.

Клэй П. Бедфорд сказал: « За один день вы сможете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь».

Познавательная деятельность в дальнейшем может вылиться в самостоятельную деятельность самого студента. Данной проблемой занимались Сократ, Платон, Аристотель. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

Лучшее учебное занятие является целенаправленным, внешне и внутренне мотивированным, структурированным видом деятельности не для педагога, а для обучаемого в конечном итоге. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности; доставляет обучающемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания[1].

В данном подходе принимаются во внимание единство следующих составляющих самостоятельной деятельности: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Библиография:

  1. Зимняя А.И. Основы педагогической психологии. – М.,1980.С.335.

 

 >>>Скачать материалы публикации