Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

 

Автор: Ерохина Полина Алексеевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС»

Дата публикации: 05.12.2018

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Основателями проектного  метода  считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Обучение строилось на активной основе,   через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Русский педагог Петр Фёдорович Каптерев внес  идеи   проектного  обучения в российского образование. Он считал, что  проектное   обучение направлено  на всестороннее упражнение  ума и развитие  мышления.

История  российского образования  говорит о том, что проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского,  А.С. Макаренко,  С.Т. Шацкого. Но  данная технология  внедрялась   в российскую  школу недостаточно   последовательно, поэтому  в  тридцатые годы прошлого столетия она  стала  рассматриваться  как непедагогическая. Изменения в современном  образовании   вновь  вызвали  интерес  к данной технологии.

При  изучении   темы «Свойства паров, жидкостей и твердых тел» по физике в группе  студентов  специальности 43.01.09 «Повар, кондитер» на первом  курсе была организована работа  по выполнению   межпредметного проекта средней продолжительности. Некоторые темы проектных работ  «В чем сила каши», «Кипятить, не кипятить, вот в чем  вопрос», «Парообразование и его роль  в процессе приготовления рыбных блюд», «Вы любите молочный суп?».

По количеству  участников проекты разделились на  парные и индивидуальные, по способу  преобладающей деятельности исследовательские, познавательные. При выполнении  проектов все студенты использовали классические   дидактические средства – учебники, словари, научно-популярную литературу; средства  информации и коммуникации, компьютеры.  При использовании  компьютерных   средств у  студентов была   возможность сократить время  на сбор информации при  работе над проектом, а  свободный и оперативный  доступ  к информации обеспечил  возможность   формирования  умения  добывать, перерабатывать,  анализировать  информацию.

Учитывая, что при выполнении  проекта  формируются УУД,  для  оценки  проектной работы  были выбраны следующие  критерии,  обозначенные   в таблице 1(см. приложение ).

Полученные  баллы   переводились   в отметки согласно  таблице 2 (см. приложение ).

Работа над  проектом  для некоторых студентов на различных  этапах выполнения представляла трудность.  Поэтому руководителю нужно было  быть готовым  поддерживать,  поощрять, являться источником информации, помогать в поиске источников информации,  координировать  процесс обучения,  осуществлять обратную связь.

Защита проектов  прошла  в необычной обстановке: торжественно и волнительно, аплодисменты  подтверждали  успех  проекта.

Метод проектов активизирует обучение студентов, так как делает его личностно – ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение,  как студентам, так и преподавателю, руководителям проекта, видящим результаты своего собственного труда.

 

 Список использованных источников:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.

 

Приложение

 

Таблица 1

Критерии  для оценки проектной работы

Критерий Содержание критерия Уровень сформированности навыков проектной деятельности
Базовый (1 балл) Повышенный (2-3 балла)
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Способность обозначить  проблему; выбрать способы её решения; найти  и обработать информацию, сформулировать выводы; обосновать  принятое решение, модель  прогноза. В работе  показана  способность самостоятельно с опорой на помощь  преподавателя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения;  демонстрирует свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирует способность на этой основе приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий.  Понимание  содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки  Свободное  владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
Регулятивные действия Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.  Показ  навыков определения темы и планирования работы.

Доведение работы  до конца; выполнение

некоторых этапов  под контролем и при поддержке  преподавателя, проявление  отдельных элементов самооценки и самоконтроля

 Тщательное планирование работы, последовательное, своевременное выполнение  всех необходимых этапов обсуждения и представления.

Самостоятельное  выполнение контроля и коррекции.

Коммуникативные действия Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

 

Показ  навыков оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации; ответы  на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст сообщения хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано, свободные ответы на вопросы. Работа  представляет  интерес.

 

Таблица 2

Перевод баллов в отметки

Уровень Отметка Количество баллов
Базовый уровень отметка «удовлетворительно» 4 – 6 первичных баллов
 

Повышенный уровень

отметка «хорошо» 7—9 первичных баллов
отметка «отлично» 10—12 первичных баллов

 

 >>>Скачать материалы публикации