Автор: Дицман Ольга Владимировна Дата публикации: 05.12.2018 |
Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья направлена на выявление особенностей организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также формирование у школьников внутренней мотивации к учению, как основы целеноправленной познавательной активности через систему внеурочных занятий.
Список литературы:
Г.Ф. Кумарина Коррекционная педагогика в начальном образовании, Москва 2001 г.
А.К. Колеченко Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург 2002 г.
Е.А. Лапп Письменная речь у младших школьников с ЗПР Ростов –на- Дону Феникс 2007 г.
Г.А. Бакулина Обучение русскому языку средствами субъективизации, 2000 г.
Л.Д.Черкасова На берегах лингвинии (Занимательный задачник по русскому языку) Москва, «Просвещение» 1996 г.
В.В. Волина Веселая грамматика. Москва, Знание 1995 г.
Сведения об авторе: Дицман Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска, 659305 , ул. Горно-Алтайская 52 , г. Бийск, Россия; е-mail: _
Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование у школьников внутренней мотивации к учению как основы целенаправленной познавательной активности через систему внеурочных занятий, совершенствование профессионально-методических знаний и умений педагогов. Число детей с задержкой психического развития год от года растёт. За последние 20 лет более чем в 4 раза увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% возросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения.
Прослеживается прямая связь отклонений в состоянии здоровья школьников с отставанием в учении. Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство имеет соматические и психические расстройства той или иной степени выраженности. Неуспеваемость этих учащихся обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью в динамике учебного дня, недели и года. Значительно более низкими оказываются как точность, так и скорость интеллектуальных действий, затрудняется переключение с одного способа действий на другой, нет гибкого реагирования на изменение ситуации.
Анализ результатов исследований позволяет выделить следующие причины этого явления:
*нарушение экологического равновесия в окружающей среде, что, отражаясь на здоровье матери, приводит к функциональным нарушениям уже у новорождённых;
*ослабление здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщин напрямую связано с ростом женских заболеваний, патологией беременности и родов;
*рост алкоголизма и наркомании;
*низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привёл к резкому возрастанию числа неполных семей, семей с неблагополучными, конфликтными отношениями;
*незащищённость отдельных групп населения (безработных, эмигрантов, беженцев);
*недостатки в медицинском обслуживании, не позволяющие своевременно заметить и выявить психически угрожаемых детей.
В специальных (коррекционных )классах 7-го вида занимаются дети с задержкой психического развития. Для них характерны снижение мотивационной учебной деятельности, недостаточная организованность и ответственность ребёнка. Их поведение характеризуется неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Часто ведут себя неадекватно: легко забывают о поручениях, не волнуются по поводу того, что не выполнили обещанного. У детей с низким уровнем познавательной активности круг интересов сужен, редко сами берут в руки книги. Речь таких детей характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса. Большинство детей группы риска характеризуют повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы. Продуктивно работают на уроке 10-15 минут. Остальное время они заняты лишь формально.
Для того, чтобы найти действенные средства педагогической помощи детям риска привело к необходимости последовательной дифференциации, индивидуализации обучения. Каковы же принципы коррекционно-развивающего обучения?
1).Педагогическая организация среды жизнедеятельности ребёнка;
( важно выстраивать обучение с учётом типических особенностей детей риска, условий их жизни в ситуации школьного обучения (санитарно-гигиенических, психо-гигиенических, дидактических) как решающих факторов влияние на развитие и здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий;
2).Равноправное партнёрство с семьёй;
(равноправные отношения с семьёй в воспитании растущего человека);
3).Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении;
(необходимо признавать уникальность, неповторимость, самоценность каждого ребёнка, выявить способности каждого и создавать условия для реализации этих способностей);
4).Приоритетное внимание к отношениям ребёнка в ситуации учения;
(необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребёнка на основе учебной деятельности в школе и дома, грамотного педагогического влияния на складывающиеся отношения с одноклассниками, с учителями, родителями);
5).Победность учения в условиях преодоления посильных трудностей;
(необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приёмов и средств, исходя из индивидуального темпа характера усвоения учебного материала, комфортности ребёнка в ситуации учения, в преодолении посильных трудностей);
6).Педагогический оптимизм;
(важно верить в силы и возможности ребёнка, стимулировать и активизировать внутренние механизмы психической деятельности ребёнка);
7).Интегрированный характер образовательного процесса;
(необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и образовательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными).
Поэтому главная цель коррекционно-развивающего образования: создание оптимальных условий для активизации познавательных и творческих способностей специальных (коррекционных) классов 7-го вида, через систему творческих заданий, за счёт использования разнообразных форм.
Задачи коррекционно-развивающего образования предусматривают:
1)Охрана здоровья ребёнка и коррекция психосоматических неблагополучий в его развитии специфическими медицинскими и неспецифическими педагогическими приёмами и методами работы;
2).Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях (умение строить своё поведение в соответствии с правилами школьной жизни);
3).Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, интересами познавательными);
4).Обогащение кругозора, развития речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс);
5).Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе «глаз-рука»;
6).Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности), преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности).
Для решения этих задач применяю следующие подходы в обучении:
*личностно-ориентированный подход;
*деятельный подход;
*индивидуальный подход;
*компетентностный подход.
Для этого использую следующие образовательные технологии:
*личностно-ориентированное обучение;
*проблемное обучение;
*игровые технологии;
*коммуникативные и информационные технологии;
*дифференцированное обучение.
Особенность развития детей риска обязывает учителей усилить своё внимание к каждому ученику, с тем, чтобы избежать ошибок в выборе способов воздействия. В этом поможет педагогическая диагностика. Основными принципами которой являются:
*изучение учеников в разнообразной деятельности и через деятельность;
*систематичность;
*разностороннее изучение ребёнка.
В качестве основного мнтода целесообразно использовать методы диагностики:
*педагогическое тестирование;
(этот метод позволяет за короткое время продиагностировать всех детей. Для этого используется комплекс специальных диагностических заданий. Они позволяют выявить наиболее значимые предпосылки учебной деятельности:
Регулярно-динамических (может ли самостоятельно выбрать нужные средства деятельности, спланировать её проверить получившийся результат, найти и исправить ошибки).
Интеллектуально-перцептивных (способен ли ребёнок адекватно воспринять информацию, предъявляемую зрительно и на слух, отделить в ней главное от второстепенного, осуществить действия классификации и обобщения).
Психофизиологических (насколько развита у ребёнка мелкая моторика руки, координация в системе «глаз-рука»). Задания дети выполняют самостоятельно. Итоги изучения отражаются в таблице. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения.
*направленные наблюдения;
(в процессе наблюдения учитель устанавливает, как ребёнок умеет организовать свои действия, в какой степени сформирована у ребёнка учебная мотивация, есть ли чувство ответственности, как ученик включается в учебную работу, как быстро устаёт.
*беседа;
(начинить изучение своих учеников нужно с посещения квартиры, беседы с родителями. Из бесед можно узнать, каково здоровье ребёнка, как его воспитывали. В беседе с учителем начальных классов можно поинтересоваться: был ли ребёнок активным, подвижным, проявил ли фантазию, инициативу, сообразительность, как вел себя на занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания учителя, с какими трудностями сталкивался.
*обучающий эксперимент;
(ребёнку предлагается для самостоятельного выполнения ряд заданий, а если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Одна из них-помочь ребёнку справиться с заданием, а другая выявить, насколько чувствительным он оказывается к помощи.
Существует три вида помощи:
1)стимулирующая помощь. Необходимость помощи возникает, когда ребёнок не включается в работу. Учитель помогает ребёнку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряет его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с заданием.
2)направляющая помощь. Педагог прямо или косвенно направляет ребёнка на правильный путь, когда возникают затруднения в определении средств, способов действий, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
3)обучающая помощь. Необходимость её возникает, когда другие её виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать.
*анализ медицинской документации ребёнка.
(необходимо внимательно проанализировать медицинские документы, в которых отражены данные о незначительных нарушениях в состоянии здоровья.
*обобщение данных независимых характеристик.
(индивидуальное изучение детей позволяет собрать материал, с разных сторон характеризующих школьную зрелость ребёнка. Сюда входят данные о развитии и особенностях детей, полученных от родителей в результате анкетирования и бесед с ними, характеристики учителя начальных классов, материалы индивидуального изучения детей.
Современная практика коррекционно- развивающего образования включает две основные формы: урочные учебные занятия и внеурочные учебные занятия: групповые или индивидуальные занятия.
Игры для детей занимают значительное место в их жизни и являются универсальной формой и средством коррекционно- развивающей работы. Игра помогает развивать познавательные способности учащихся учащихся развивающие, интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические способности. Игры дают возможность получить удовольствие от игры, а также развивают у детей пространственную ориентацию, восприятие, внимание, зрительно- моторные координации, память, мыслительные операции. Но игры обязательно должны быть дозированы и рационально встроены в урок.
Приложения к статье можно посмотреть, скачав материалы публикации!
>>>Скачать материалы публикации