Проблемное обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях

 

Автор: Петрова Юлия Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Проблемное обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях»

Дата публикации: 05.12.2018

Если перед профессиональным образовательным учреждением ставится задача развития мышления студентов, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности студентов и управление ею, в структуре занятия и формах контроля преподавателя за процессом и результатом деятельности студентов. Если преподаватель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Отвечающие новым целям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения технологии обязательно должны включать следующие действия самих студентов:

  • постановку проблемы, формулирование задачи;
  • обсуждение критериев желаемого результата (продукта);
  • поисковую работу с информационными источниками;
  • самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;
  • предъявление своего результата другим, участие в обсуждении ре­зультатов других, взаимооценка;
  • самооценку, коррекцию результата.

Рассмотрим одну из технологий — технологию проблемного обучения.

Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.  Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Что же исследователи сегодня относят к проблемному обучению?

В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности.   В. Оконь утверждает, что проблемное обучение – это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование студентов при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение характеризуется тем, что студенты под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач. Данные определения отражают следующие основные признаки проблемного обучения:

  • особым образом организованная деятельность студентов, предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
  • специфическая организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от студента самостоятельного поиска, «домысливания», «достраивания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
  • деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для студентов ситуаций затруднения, найти выход из которых для них вполне по силам, но требует отступить от готовых решений, по-новому применить имеющиеся знания и умения).

В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции. К общим функциям проблемного обучения относятся следующие:

  • усвоение целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы студенты могли применять новые знания на практике;
  • развитие интеллектуальных способностей студентов, их познавательной самостоятельности;
  • формирование диалектико-материалистического мышления, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;
  • создание условий для всестороннего развития личности.

Специальные функции проблемного обучения:

  • формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
  • формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;
  • накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практические проблемы и задачи;
  • создание потребностей социальных, нравственных, познавательных.

Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Она представляет элемент проблемного обучения, пробуждающий у студентов мысль, познавательную потребность. Наиболее подробно данное звено проблемного обучения было разработано А.М. Матюшкиным, выделившим в проблемной ситуации следующие компоненты:

  • неизвестное достижение знаний;
  • познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
  • интеллектуальные данные человека, а также творческие способности и прошлый опыт.

Проблемная ситуация может быть создана при организации практической деятельности, формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях и т.д.

Различается четыре основных типа проблемных ситуаций:

1) ситуация нехватки знаний (студенты не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);

2) ситуация новых условий (необходимые знания у студентов, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);

3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, студенту надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);

4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.

Наряду с проблемной ситуацией специфическими терминами, используемыми в описании технологии проблемного обучения, являются проблемный вопрос и проблемная задача.

Приемы создания проблемных ситуаций.

Прием 1. Преподаватель одновременно предъявляет группе противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории, чьи-то точки зрения.

Прием 2. Состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения студентов, предложив группе вопрос или практическое задание на новом материале.

Прием 3. Выполняется в два шага. Шаг 1. Преподаватель обнажает житейское представление студентов вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляется научный факт.

Казалось бы, всё достаточно ясно, однако на практике организация технологии проблемного обучения имеет определенные сложности. Перед планированием проблемного изучение темы следует установить возможность студентов и целесообразность именно такого изучения. Также необходимо учитывать содержание изучаемого материала, изначальный уровень его сложности, специфику содержащейся в нём информации. Не менее важно определить «внутренние условия мышления» студентов: уровень знаний в конкретной теме и интеллектуальные данные. В зависимости от определенного уровня «внутренних условий мышления» студентов формируется система конкретных заданий. К таким заданиям относятся вопросы, требующие объяснения того или иного явления, задания на сопоставление и др.  Вместе с тем, при организации проблемного обучения не следует полностью отказываться и от традиционных методов обучения: репродуктивного и объяснительно-иллюстративного.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения.

Проблемное обучение целесообразно применять:

  • когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
  • когда студенты подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);
  • когда у преподавателя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Прогнозировать результативность технологии проблемного обучения можно, если преподаватель, во-первых, владеет содержанием своей дисциплины, профессионального модуля; во-вторых, умеет моделировать занятие в режиме адаптивных технологий обучения, в-третьих, обеспечен учебными и методическими по­собиями; в-четвертых, целенаправленно осуществляет опытно — эксперимен­тальную работу; в-пятых, умеет формально и неформально общаться со студентами.

Проблемное обучение — один из путей развития интеллектуальных способностей студента. Главное в этой методики — исследование, поиск, решение проблемы.  Чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект.

 

 >>>Скачать материалы публикации