Оптимизация управления образовательным процессом (на примере ГИС «Электронное образование»)

 

Автор: Отдельнова Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель, заведующий дошкольным отделением
Тип: Статья
Тема: «Оптимизация управления образовательным процессом (на примере ГИС «Электронное образование»)»

Дата публикации: 07.12.2018

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней, уровней и реализуемых в них образовательных процессов. Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании связываются с созданием новых возможностей в образовательных системах для всех ее участников и их взаимодействия.

Главная цель внедрения информационных технологий в образовательный процесс – это повышение его качества и эффективности.

Внедрение информационных технологий в управление образовательным процессом способствует более гибко реагировать на изменения в современной быстроменяющейся обстановке, значительно облегчить процесс сбора своевременной и достоверной информации для ее обработки и анализа, что позволяет принимать более взвешенные решения именно тогда, когда в них назрела необходимость; позволяют не только по-новому организовать взаимодействие педагогов, учащихся и родителей, но и высвободить временные ресурсы всех участников учебного процесса [5].

В настоящее время внедрение информационных технологий в образовательный процесс определяется не только оснащением компьютерной техникой, но и возможностью доступа и использования информационных ресурсов, свободного обмена информацией, получения информационного сервиса в целях обеспечения системы управления качеством образовательного процесса.

Оптимизация управления качеством образовательного процесса в образовательной организации означает приведение его к наилучшему состоянию [2]. Одним из средств оптимизации современной системы образования является обновление системы управления образованием путем внедрения автоматизированных информационных систем в управление образовательным процессом.

Автоматизированные информационные системы в значительной мере расширяют возможности оптимального управления, так как предоставляют в распоряжение новейшие методы обработки и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Использование автоматизированных информационных систем в организационно-управленческой деятельности образовательных организаций может привести к появлению многих преимуществ, а именно:

  1. для администрации образовательной организации:
  • оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
  • ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учащихся, родителей для создания оперативных отчетов;
  • мониторинг движения учащихся;
  • автоматизированное составление отчетности для управления образования;
  1. для заведующих отделениями, педагогов, учащихся и родителей:
  • получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
  • доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;
  1. для преподавателей-предметников:
  • ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов [1].

В результате применение информационных систем в образовательной организации должно стать оптимальным инструментом для управления качеством образования, получения новых образовательных результатов, взаимодействия всех участников образовательных отношений, автоматизации управления системой образования, принятия обоснованных управленческих решений, доступа к образовательным услугам и сервисам.

Одним из эффективных инструментов управления качеством образования, доступа к образовательным услугам и сервисам с применением информационно-коммуникационных технологий может являться государственная информационная система «Электронное образование» (далее – ГИС ЭО). ГИС ЭО создана на основе программных продуктов «Сетевой регион. Образование», «Сетевой город. Образование» и «Е-услуги. Образование», разработанная компанией «ИРТех» – лидером на рынке информационных систем для сферы образования, ведущим IT-разработчиком комплексных решений для поддержки инновационного развития образовательных систем Российской Федерации и стран СНГ [4].

Использование ГИС ЭО в образовательной организации меняет сам процесс принятия управленческих решений в сфере образования, что помогает:

  • перевести стандартные отчеты (по итогам семестра, года) в электронный вид, повысить их оперативность, экономить время администрации и педагогов;
  • всегда иметь актуальную информацию по группе и по отдельным учащимся;
  • увеличить частоту принятия решений, основанных на данных ГИС ЭО;
  • придать этим решениям систематический характер.

Аналогично и родители (законные представители) могут оперативно отслеживать и реагировать на успеваемость и посещаемость своего ребенка в образовательной организации. Система объединяет всех участников образовательного процесса, что положительно влияет на активизацию образовательной деятельности всех участников образовательного процесса, повышение его эффективности [3].

Исходя из вышесказанного, следует, что ГИС ЭО обеспечивает оптимальное использование информационных технологий для повышения качества образования, получения новых образовательных результатов, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, автоматизации управления системой образования, принятия обоснованных управленческих решений, оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования.

 

Список литературы:

  1. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – Москва: МГПУ, 2005. – 241 с.
  2. Дрига, Е.С. Оптимизация образовательного процесса с использованием информационных технологий перспективы науки / Е.С. Дрига // Перспективы науки. – 2009. – №2(02). – С. 60-63.
  3. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://kriro.ru/proekty/informatizatsiya_obrazovaniya/gis_elektronnoe_obrazovanie.php.
  4. Закрытое акционерное общество «ИРТех» [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.ir-tech.ru/.
  5. Сакович, С.И. Информатизация образования / С.И. Сакович, Я.В. Павлова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59010.

 

 >>>Скачать материалы публикации