Автор: Ненева Елена Михайловна Дата публикации: 07.12.2018 |
В связи с качественным скачком развития новых технологий на современном этапе государством востребованы высококвалифицированные инженерные кадры, способные аккумулировать в практической деятельности технические и информационные знания.
Основы подготовки специалистов, обладающих высокими интеллектуальными возможностями, закладываются в дошкольном детстве, когда у детей ярко выражен интерес к технике и техническому творчеству.
Важным средством формирования самоопределения у подрастающего поколения, развития их творческих способностей, формирования технического и инженерного мышления становится образовательная робототехника.
В ФГОС ДО обозначено, что в дошкольной организации «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе, техническими) …». При этом «организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические … необходимые для реализации Программы» [1]. Такой подход позволяет дошкольной организации расширить спектр средств обучения и воспитания, а также увеличить спектр образовательных услуг, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, потребности семьи и общества.
Появление в образовательных организациях доступных, удобных, мобильных образовательных робототехнических конструкторов содействует возрождению детского научно-технического и спортивно-технического творчества и ставит очевидной задачу проведения занятий в данной области с обучающимися, а также подготовку детей, в частности дошкольного возраста, к соревновательной робототехнике.
В 2016 году в Республике Коми на базе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа был сформирован Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества (далее – Ресурсный центр). Ресурсный центр осуществляет свою деятельность на основании положения, в котором отражены основные цели и задачи центра.
К числу оосновных направлений деятельности Ресурсного центра относятся реализация системы региональных образовательно-соревновательных мероприятий по техническому творчеству и повышение компетентности педагогов в вопросах технического творчества через проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации» [2].
В рамках реализации обозначенных в положении направлений была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Конструирование и робототехника в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
В соответствии с представленной программой на базе Ресурсного центра проводятся курсы повышения квалификации и обучающие семинары, практикуется организация выездных курсов и семинаров на основании официальной заявки руководителей муниципалитетов.
В процессе освоения программы слушатели знакомятся с теоретическими и практическими аспектами применения конструирования и образовательной робототехники в дошкольном образовании, с организацией развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, образовательной и соревновательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием различных конструкторов.
Практическая направленность занятий по разделу «Образовательная робототехника» позволяет слушателям повысить компетентность в навыках конструирования, изучить основы алгоритмизации и программирования, овладеть навыками проектирования дополнительной образовательной программы технической направленности.
В рамках освоения раздела «Соревновательная робототехника» слушатели получают информацию об особенностях подготовки детей к соревнованиям «ИКаРёнок».
«ИКаРёнок» – это первые соревнования по образовательной робототехнике в России, направленные на участие в них детей дошкольного возраста. Организаторы соревнований – Российская ассоциация образовательной робототехники (РАОР) и Всероссийский Учебно-методический центр образовательной робототехники (ВУМЦОР).
Подготовка слушателей к участию детей дошкольного возраста в соревновательной робототехнике предусматривает знакомство на курсах с технологией прохождения основных этапов соревнований, технологией разработки и презентации творческого проекта и инженерной книги. На занятиях с педагогами анализируются положения предыдущих и предстоящих соревнований, критерии оценивания, особенности судейства соревнований «ИКаРёнок».
Обучение осуществляется с использованием современного оборудования – компьютерной техники со специальным программным обеспечением, комплектов образовательной робототехники. На занятиях используются видеосюжеты занятий, видеофрагменты с соревновательных мероприятий «ИКаРёнок», видео защиты опыта работы педагогами в рамках соревнований по робототехнике, компьютерные презентации и другие современные средства наглядности.
Занятия со слушателями строятся согласно тематическому плану программы. Содержание каждой темы предполагает теоретические и практические занятия, разнообразные формы самостоятельной работы, которые расширяют и углубляют знания педагогов в области конструирования и робототехники, развивают их профессиональную компетентность.
Занятия отличаются научностью и новизной, интерактивностью и проблемным характером подачи материала, ориентацией на диалоговое профессиональное общение между слушателями и преподавателем.
Слушатели отмечают высокий уровень организации и проведения курсов повышения квалификации, их содержательность, практическую значимость, что находит отражение в анкетах обратной связи, заполняемых слушателями по окончании обучения.
Опыт работы Ресурсного центра свидетельствует, что организация курсов повышения квалификации педагогов в вопросах использования робототехники в работе с детьми дошкольного возраста и участия в соревновательной робототехнике является актуальной и своевременной, что подтверждается активным участием слушателей в соревновательных мероприятиях по робототехнике в регионе.
За период деятельности Ресурсного центра в Республике Коми было организовано и успешно проведено 6 соревновательных мероприятий по робототехнике разного уровня с участием детей дошкольного возраста.
Анализ участников соревнований свидетельствует о том, что тренерами команд в большей степени являются педагоги, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Конструирование и робототехника в соответствии в ФГОС дошкольного образования» на базе Ресурсного центра.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: утвержден пр. Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155. – Режим доступа: доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
- Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества Республики Коми [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bda-expert.com/2016/02/regionalnyj-resursnyj-centr-obrazovatelnoj-robototehniki-i-razvitiya-molodezhnogo-tehnicheskogo-tvorchestva-respubliki-komi/ – дата обращения 12.11.2018.
>>>Скачать материалы публикации