Использование инновационных технологий в обучении грамматике французского языка

 

Автор: Нагайцева Марина Петровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Использование инновационных технологий в обучении грамматике французского языка»

Дата публикации: 07.12.2018

Системно-деятельностный подход, который реализуется сейчас в образовании, направлен на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности, повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком. В связи с этим актуальным становиться использование инновационных технологий, которые направлены на развитие и воспитание способности к самостоятельному изучению иностранного языка. А самостоятельное изучение включает в себя планирование, самоорганизацию, самоконтроль, самооценку. Владение этими умениями необходимо для успешного изучения грамматики, т.к.  именно она вызывает у студентов наибольшие трудности в обучении, что приводит к снижению мотивации. А без знания грамматических правил и умения их применять в устной и письменной речи невозможно успешно овладеть  иностранным языком. Таким образом, актуальность темы заключается в повышении интереса к изучению грамматики французского языка и в формировании у студентов навыков самостоятельной работы. Результатом применения модульной технологии и технологии языкового портфеля является методическая разработка по грамматике французского языка «Рабочая тетрадь. Глагол: времена и наклонения» и сборник контрольных работ. Они являются приложением к рабочей программе по дисциплине «Иностранный язык» и предназначены для проверки и самопроверки уровня освоения учебного грамматического материала по французскому языку. Содержание диагностических материалов соответствует уровням А-В общеевропейской шкалы уровней владения иностранным языком и обязательному минимуму содержания иноязычного образования в средней школе, а также в общеобразовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Рабочая тетрадь построена по тематическому принципу и включает 17 грамматических модулей. Она имеет целью проверить и закрепить знания студентов по грамматическим темам при изучении глагола, а также систематизировать знания грамматических правил и способствовать формированию навыка их практического применения. При её достижении необходимо решить ряд задач: развитие индивидуальных и познавательных способностей студентов; формирование адекватной самооценки; обеспечение положительных результатов в обучении. Основная педагогическая идея методической разработки заключается в том, что студент должен учиться сам, а учитель будет осуществлять управление его учением. Реализация этой системы работы предусматривает три цикла: первичное ознакомление с новым материалом; самостоятельная работа и самоконтроль по ключам; итоговый контроль и рефлексия. На примере одного из грамматических модулей рассмотрим основные моменты его построения и использования на практике. Традиционно модуль состоит из 7 учебных элементов:

УЭ-0 – Записываются цели модуля, то есть то, чего студент должен достигнуть в процессе работы над модулем;

УЭ-1 – Входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе над модулем;

УЭ-2,3,4,5 — Закрепление пройденного материала на основе текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента;

УЭ-6 – Резюме. В этом учебном элементе реализуется возможность повторения основного содержания;

УЭ-7 – Подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Выходной контроль показывает уровень усвоения модуля.

Каждый модуль посвящен одной грамматической теме и содержит два варианта упражнений. К модулю прилагается «Лист контроля» и «Портфель контроля знаний», с помощью которых студент оценивает свои знания и анализирует сделанные ошибки.

Сборник контрольных работ состоит из 18 контрольных работ и ключей для их проверки. Объем и содержание контрольных работ отвечает требованиям методики преподавания французского языка. Важно, что каждая контрольная работа посвящена одной программной грамматической теме и включает несколько вариантов различной степени сложности, позволяющих осуществлять контроль и самоконтроль уровня освоения учебного материала.

Сборник предоставляет также студенту возможность рефлексии своей деятельности по изучению французского языка. После выполнения каждой контрольной работы предусмотрено фиксирование индивидуальных затруднений в грамматике и их анализ с помощью специального раздела «Портфель контроля знаний».

Апробировав на практике данные методические разработки, нужно отметить, что они являются системным и целостным методическим продуктом, содержащим удобный диагностический инструментарий.  Используемые в них инновационные технологии востребованы в современных условиях реализации ФГОС по иностранному языку и позволяют модернизировать традиционные методы обучения грамматике. О практической ценности и продуктивности этих методических пособий можно судить по изменениям в качестве знаний студентов. Знания по грамматике стали более качественными и систематизированными, повысилась мотивация усвоения французского языка.

Список литературы

  1. Гальскова, Н.Д., Ирисханова, К.М. Европейский языковой портфель / Н.Д. Гальскова, К.М. Ирисханова // П: «Златоуст», 2001. – 63 с.
  2. Салтовская Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку / Г.Н. Салтовская // Иностранные языки в школе. М., 2007. – №7. – С.7-11.

 

 >>>Скачать материалы публикации