Компьютерные технологии в обучении

 

Автор: Ковалёва Виктория Викторовна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Компьютерные технологии в обучении»

Дата публикации: 07.12.2018

Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружение метод проектов, который на наш взгляд позволяет решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов.

Подготовка современного специалиста — компетентного, умелого, мобильного, инициативного, решительного, способного быстро адаптироваться в стремительно меняющемся мире — предполагает нравственно-духовное становление, формирование опыта социальных связей, взаимодействий. В человеческом обществе во все периоды его культурного существования в качестве идеала доминировал социальный тип личности, обладающий развитым чувством ответственности, профессионально-жизненной компетентностью и активностью, выступающим действительным субъектом общественного прогресса.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.

Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся,  и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.

Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Формирование социального опыта студента в проектной деятельности будет успешным, если у студентов пробудить интерес к ней, настроить и смотивировать на то, что создание проекта — это процесс творческий, требующий самостоятельности в выдвижении проблем, оригинальных идей.

Включение в проектную деятельность представляет собой определенное побуждение и привлечение к участию в проектной работе. Побуждение связано с инициированием проекта как средства проявления и выражения потребности в организации проектной деятельности.

В процессе обучения при организации познавательной деятельности педагогами часто используется работа в малых группах, где студенты с более высоким уровнем обученности мотивируются за счет персонализации – признания другими людьми как личности, значимой для них, а с более низким уровнем – за счет достижения успехов через самореализацию.

Квалифицированный специалист должен уметь вырабатывать новые знания, владеть навыками исследовательской деятельности. Придя на производство, выпускник вынужден будет сам формулировать конкретные задачи, исходя из общих направлений деятельности, сам определять методы и средства их решения, и все это часто в условиях неполной или избыточной информации, недостатка времени. На стимулирование исследовательской деятельности студентов рассчитано проблемное обучение, которое реализуется с помощью создания проблемных ситуаций, которые вовлекают личность в активный мыслительный процесс с последующим решением этих ситуаций. Развитие мышления студентов в процессе психолого – педагогической подготовки способствует не только «интеллектуальному обеспечению саморазвития», но и личностному развитию, а так же способствует формированию способностей самостоятельно ориентироваться в теоретических и практических вопросах, оперировать интеллектуальными умениями при решении разнообразных жизненных задач. Таким образом, интеллектуальные умения превращаются в надежный инструмент собственной мыслительной деятельности, направляющей личность на саморазвитие.

Участвуя в проектной деятельности, студенты становятся активными участниками образовательного процесса, это способствует саморазвитию, самосовершенствованию, повышению инициативы, растёт обучаемость и качество обучения. Важным результатом деятельности является и личный рост учащихся.

Любая инновационная деятельность влияет и на самого педагога. Появилась возможность представить опыт работы проектной деятельности. Таким образом, опыт работы учителя и классного руководителя по формированию личности лицеиста показывает эффективность использования на уроках и во внеурочной деятельности  проектной технологии. Работа, безусловно, будет продолжена, т.к. образовательные стандарты требуют формирования универсальных учебных действий, которые включают и проектную деятельность.

 

Используемая литература

  1. Григорьева О.Н. Формирование социального опыта студента в проектной деятельности//Оренбург- 2014
  2. Митрофанова Г.Г.Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
  3. Ткаченко Е. П. Проектная деятельность как средство формирования личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 147–149.

 

 >>>Скачать материалы публикации