Использование метода модерации при реализации программ профессионального обучения

 

Автор: Зубок Татьяна Михайловна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Использование метода модерации  при реализации программ профессионального обучения»

Дата публикации: 07.12.2018

Современная система образования претерпевает сильные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету?

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

  • Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
  • Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
  • Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако, главное в учебном процессе – активность обучающегося.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е — 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит немецким специалистам — «Идеи модерации» (K.Klebert, E. Schreder, W. Straub).

С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, содержания, приемов и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

В этой связи метод модерации является наиболее эффективным в преподавании дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов гуманитарно-профессионального цикла.

Примером применения данного метода может служить следующая методическая модель построения учебного занятия и курса:

На первых занятиях, когда идет изучение нового материала, главной развивающей целью является научить применять полученные теоретические знания на практике. В этой связи, средствами метода модерации является –беседа, диалог, анализ и решение ситуационные примеров и задач. При этом, основой задачи могут послужить реальные события профессиональной направленности (документальный фильм, художественный фильм, рассмотрение решения государственного органа, законопроекта и прочее.)

Данный метод на уроках изучения нового материала дает возможность применить только что изученное на реальной жизненной ситуации. С точки зрения проверки моделирования рефлексного пространства преподаватель имеет возможность увидеть уровни освоения  профессиональных компетенций и уровень проявления активности (воспроизведение, интерпретации, творческая).

Если анализировать применение метода модерации на занятиях обощения, повторения изученного материала можно представить в виде составления «карты  анализа ситуации», которая смоделирована преподавателем или имеет историческое значение. Идеальным в данном случае является применение художественного цикла кинофильмов, мультфильмов, спектаклей или короткометражных постановок.

В данном случае должно выполнятся два главных условия: равное участие в обсуждении преподавателя или группы преподавателей и обучающихся, возможность участия в подборе «ситуационных сюжетов» учащихся.

При применении метода модерации на занятиях контроля обучающиеся должны продемонстрировать умение подготовки проекта в рамках занятий. Данный проект может иметь вид кластера, экспресс — анализа, инициативы. Главным условием качественности применения метода модерации на занятиях является проявление творческой активности, где обучающихся показывает умение отстаивания своей позиции с применением профессиональных доводов.

Практическим примером применения метода модерации в преподавании дисциплины «Теория и методика социальной работы» специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» может служить занятие изучение нового материала «Технологии социальной работы с пережившими насилие».

Главной развивающей задачей занятия является применение теоретических знаний по выявлению признаков применения насилия над детьми, составление программ реабилитации и правовой защиты». После изучение общего алгоритма работы сданной категорией и определения особенностей психологического и педагогического развития детей. Обучающиеся знакомятся с тремя отрывками из художественных фильмов. По данным фильмам в группах по 4-5 человек составляется карта анализа ситуации. Результат полученный в карте озвучивается и обсуждается всеми участниками занятия. Вторым элементом моделирования рефлексивного пространства на данном занятии является составление программы реабилитации для детей, пережившим насилия. Здесь необходимо применение знаний междисциплинарных курсов профессионального модуля и общегуманитарных дисциплин. Данный вид деятельность призывает обучающихся активировать свою познавательную  и активность и умение интерприторавать ( анализировать). Третье же задание  — составление проекта правовой защиты позволит высказать свою гражданскую позицию и проявить творческую активность при ее защите.

В результате проведения занятия с применением метода модерации обучающиеся в полной мере смогут применить новые теоретические знания через систему активного обсуждения и правоприменения.

Таким образом, сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности, направленные на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

 

Список литературы.

  1. Газизова Г. М. «Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения профессиональными компетенциями» Труды МЭЛИ: Электронный журнал 2008г. № 7.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2000
  3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
  4. Хуторской А. В. Современная дидактика. – М.: Высшая школа, 2007.

 

 >>>Скачать материалы публикации