Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования в условиях СПО

 

Автор: Шкурко Денис Николаевич
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования в условиях СПО»

Дата публикации: 08.12.2018

Инклюзивное, или включенное образование в научной литературе понимается как образование, которое каждому человеку, невзирая на его физические, социальные, интеллектуальные, языковые, эмоциональные и другие особенности, дает возможность быть включенным в единый целостный процесс воспитания и обучения

Инклюзивное образование в Российской Федерации, по убеждению ряда исследователей (Н. М. Назаровой, Э. И. Леонгарда, Н. В. Крятова и др.), проходит этап становления. Инклюзивное образование представляет собой, как отмечали Е. В. Ковалев и М. С. Староверова, результат социального заказа государства и общества, достигшего высокого уровня экономического, культурного и правового развития.

Сегодня инклюзия на территории нашей страны регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В содержании статьи говориться, что в целях реализации возможности получить качественное образование страны-участницы обязаны обеспечить инклюзивное образование во всех ступенях и возможность обучаться в течение всей жизни человека.

Развитие инклюзивного образования в нашем государстве обеспечивает преемственность от инклюзивного образования к инклюзивному обществу, делает ее гуманнее, раскрывает потенциал всех людей, способствует самоактуализации. С целью развития инклюзии в средне-специальных учебных заведениях активно идет работа по подготовке и созданию безбарьерной среды для обучения и профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ, должно проводится техническое переоснащение общественных мест колледжей, кабинетов и лабораторий:

  • устанавливать пандусы и поручни в учебном корпусе колледжа и в общежитиях;
  • на полы и стены наносить специальную разметку;
  • приспособленность санитарно-гигиенических помещений для любых ограничений по здоровью;
  • учебные помещения оборудовать  специализированными компьютерами, мультимедийными проекторами, усилительными устройствами, улучшающими качество и громкость звуков и т.п.;
  • приобретать специальные подъемники для инвалидов – колясочников, электронные интерактивные информационные панели для глухих и слабослышащих людей.

Однако российская система среднего профессионального образования недостаточно адаптирована для инклюзии, что обусловливается существованием множества проблем в данной сфере:

  1. невысок уровень приспосабливаемости учебных заведений к индивидуальным особенностям студентов с ограниченными возможностями здоровья;
  2. не все средне специальные учреждения используют индивидуальные учебные планы или адаптированные программы обучения;
  3. не у всех преподавателей может быть достаточно знаний и навыков в области инклюзивного образования.
  4. выпускник школы с ОВЗ далеко не всегда может остановить свой выбор на желаемом образовательном учреждении: нередко оно не приспособлено к его индивидуальным потребностям. По этой причине абитуриент бывает вынужден менять место жительства, поступая в специализированное заведение в другом городе, в котором достаточно развита система инклюзивного образования.

Остается не решенным вопрос профессиональной подготовки педагогического состава для данной работы. Личностно-профессиональная подготовка педагога к работе с учениками с ОВЗ должна содержать профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.

Педагог, работающий с учениками-инвалидами, обязан обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых обстоятельствах, мгновенно отреагировать на изменение обстоятельства и принимать решение. Ему нужно иметь навыки, которые помогут справиться с негативными эмоциями, способность адаптироваться в сложных условиях.

Во взаимоотношениях между педагогом и учеником для верного создания воспитательно-учебного процесса, в котором значимое место занимает формированию защищенного режима, который будет щадить нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охраняющую его от избыточного перевозбуждения и утомления. Существенное и важнейшее требования к педагогу, который будет работать с учащимися с ОВЗ, это отношение к ним с максимальной аккуратностью и тактичностью, в том числе уметь сохранять конфиденциальную информацию и личных секретов учащихся. Педагог отвечает за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, так как изначально этот ребенок является наиболее зависим от помощи педагога, чем нормально развивающиеся ровесники.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании в колледже, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в колледж, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.
  2. Гущин М. О., Шипулина Е. С. Студенты-медики об инклюзивном образовании в России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1325-1328.
  3. Короткова М. Н., Потапова И. А. Социальная политика государства: к вопросу об инклюзивном образовании в России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 1 (53). C. 57–62.
  4. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.  2010. – Вып. 1. -С. 220 .
  5. Годовникова Л. В., Асафайло О. П. К вопросу подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс]. URL: http://edu-open.ru/Default. aspx?tabid=438 (дата обращения: 17.03.2017).

 

 

 >>>Скачать материалы публикации