Интегрированный урок как средство формирования синтезированного мышления студентов СПО

 

Автор: Негода Елена Викторовна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Интегрированный урок как средство формирования синтезированного мышления студентов СПО»

Дата публикации: 08.12.2018

Современная система профессионального образования направлена на подготовку высокообразованного и всесторонне развитого специалиста, способного находить решение даже в нестандартных ситуациях. После усвоения государственного образовательного стандарта по специальности у выпускника должно быть целостное представление о своей профессии, с пониманием глубины связей явлений, процессов, проблем и т.п. относящихся к его деятельности и должны быть сформированы умения к всестороннему анализу и решению профессиональных ситуаций.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность дисциплин и междисциплинарных курсов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов, обозначенных выше умений.

Актуальность данной темы также определяется последними психологическими исследованиями, которые подтверждают факт изменения восприятия информации у современной молодёжи и определяют его как клиповое мышление, то есть мозаичное (или фрагментированное).

Для данного типа мышления характерны следующие особенности:

  • потребность в частой смене картинки
  • не возможность долго концентрироваться на информации
  • теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек
  • ослабление чувства сопереживания, ответственности
  • предпочтение визуальной информации, а не текстовой
  • лучше воспринимают видео контент со средней продолжительностью порядка 180 секунд,
  • предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала
  • падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний.
  • студенты быстро забывают то, чему их недавно учили

Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Таким образом возникает парадокс: с одной стороны, работодателю нужен высококвалифицированный специалист с развитыми навыками всестороннего анализа, с целью выработки оптимального решения и с минимальными затратами, что требует большого объёма знаний и умение ими оперировать и синтезировать в профессиональных ситуациях. С другой стороны, особенности учебного процесса, предполагающего деление профессиональных знаний на соответствующие дисциплины и курсы, а также психологические особенности современной молодёжи, которой крайне тяжело усваивать большой объём информации и затем оперировать ею в профессиональной деятельности.

Данный парадокс стимулирует создание и использование различных педагогических технологий, чтобы максимально увеличить эффективность подготовки выпускников профессиональных учреждений.  Одной из таких технологий является интегративное обучение.

Данная технология на данный момент активно используется в школьном образовании т.к. ФГОС второго поколения для начальной, основной и старшей школы требуют применение метапредметного подхода. При таком подходе у учащихся формируется представление о изучаемом предмете как о системе знаний о мире. Результатом метапредметного обучения должно является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Что такое метапредмет? «Мета» — «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. Например, ребёнку предлагается всесторонне изучить озеро, находящееся в его городе, для этого он должен задействовать знания географии (где находится?), биологии (кто обитает?), химии (состав воды), математики (рассчитать площадь) и т.п.

Почему я об этом говорю? Потому что если школа выполняет данное требование ФГОС, то ребенок имеет опыт данного вида анализа, и мы как следующая ступень образования, можем подхватить это направление в работе и не бороться с клиповым мышлением молодёжи, как предлагают некоторые специалисты, а понимая его особенности сформировать у студента ещё и уровень профессионального синтезированного мышления.

Нобелевский лауреат, физик Мюррей Гелл-Манн считает, что в XXI веке самой востребованной станет модель мышления, характеризующаяся умением синтезировать.

Что такое синтезированное мышление? К данному понятию есть как философский, так и психологический подход:

  1. Философский подход представлен мнением Канта, который определял синтезированное мышление, как мышление после опыта, мышление постариори, а аналитическое — это мышление до опыта, априори. т. е. человеком делаются выводы в первом случае после проделывания опыта по этому вопросу, например в науке, а во втором случае до опыта, когда делаются предположения по вопросу исходя лишь из знаний человека, от его развития.
  2. Психологический подход в первую очередь представлен Говардам Гарднером, американским психологом, который определял синтез-мышление или мышление будущего, как определенной способностью индивида мгновенно считывать информацию, складывая воедино желания, свойства, интеллектуальные способности всей группы, где реализован человек с этим типом мышления и далее прогнозировать деятельность.

Современная система образования в большей степени ориентирована на аналитические способности, и только в последнее время стала ориентироваться на интеграцию знаний. Если проанализировать учебно-методические карты занятий по дисциплинам, то заданий на закрепление материала, актуализацию знаний, домашних работ, предполагающих использование аналитических способностей будет гораздо больше, чем интегративных, чаще всего потому что критерии для их оценки разработать легче, чем для интегративных заданий.

Что же такое интегративное обучение, и какова его роль в формировании синтезированного мышления?

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных дисциплин к глубокому их взаимодействию.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного занятия. Система интегрированных занятий лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированное занятие — это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных дисциплин или междисциплинарных курсов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающихся исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интеграция может быть представлена на разных уровнях: внутрипредметный и межпредметный, но любом случае она выполняет поставленную перед ней задачу.

При использовании этих подходов могут быть и разные результаты:

  • Рождение абсолютно новых дисциплин;
  • Рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание предметов;
  • Рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;
  • Разовые интегрированные уроки разного характера.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные занятия, основанные на междисциплинарных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.

Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов, и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.

Требования к бинарным (интегрированным) урокам для формирования синтезированного мышления у студентов:

  • Психологическая совместимость преподавателей т.к. наша цель показать комплексный подход к профессиональной ситуации и если преподаватели не совместимы не чувствуют друг друга в ситуации занятия, то быть образцом для студентов они не смогут.
  • Личностная индивидуальность, которая может проявляться в различии темпа работы, речевой специфики и т.п., что позволяет с одной стороны сохранить устойчивость внимания студентов, с другой продемонстрировать различие подходов к личности в процессе профессиональной деятельности, в частности у юристов социальной сферы и тем самым создать вариативность типов поведения.
  • Высокий уровень организации, что включает в себя качественную подготовку. Чёткое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей. Наличие плана занятия, предусматривающего вклад каждого из преподавателей в полной мере. Четкая постановка задач перед каждой группой.
  • Наличие единого методического пространства, которое должно быть разнообразным чтобы внимание студентов оставалось стабильно высоким на всём протяжении занятия, а также отражало вариативность подходов к проблеме.
  • Высокий профессионализм педагогов, который предполагает хорошее знание своей дисциплины и интернирующихся предметов.
  • Профессиональная направленность материала занятия, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов тогда максимально возможно формирование профессионально синтезированного мышления.
  • Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы, т.к. каждая из них имеет свои преимущества.
  • Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний и развитию синтезированных практических умений и навыков.
  • Обязательное комплексное междисциплинарное оценивание и оформление результатов деятельности.

Подводя итог, можно отметить, что

  • бинарные и интегрированные уроки наиболее приближают процесс обучения к жизни и профессиональной деятельности, наполняют смыслами;
  • наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях учащихся (например, представленный моими коллегами опыт, также это подтверждает. Как раз вовремя выполнения практической работы, при решении ситуации, нам стало наиболее очевидно у кого из студентов какие проблемы в знаниях или умениях существуют)
  • для максимального достижения в формировании у студентов синтезированного мышления необходимо, чтобы таких занятий было несколько в течении учебного года.

 

Список использованных источников:

  1. Дергачева Г. П. Методика бинарного урока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: открытыйурок.рф/статьи/619215/
  2. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» — феномен современности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/
  3. Стаканчикова Е.А. О клиповом мышлении / Е.А. Стаканчикова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2016. — №1. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/o_klipovom_mishlenii

 

 >>>Скачать материалы публикации