Векторы социальной ориентированности. Бюджет

 

Автор: Хованская Инга Владиславовна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Тип: Сценарий внеурочного мероприятия
Тема: «Векторы социальной ориентированности. Бюджет»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Аннотация

Методическая разработка  внеклассного мероприятия из серии  «Векторы социальной ориентированности» представляет собой сценарий практического занятия с элементами тренинга, предназначенный для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Автор исходит из того, что воспитательному процессу в значительной степени способствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения студентов друг с другом и передачи взаимного непосредственного социального опыта.

В представленном сценарии отражена роль и значимость проведения практических и тренинговых занятий для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическое  занятия с элементами тренинга предполагает в качестве участников и зрителей обучающихся колледжа из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методическая разработка сопровождается презентацией и разыгранной участниками занятия сценкой «Бюджет».

Адресуется социальным педагогам, организаторам воспитательной работы, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.

План внеклассного мероприятия

Практическое занятие с элементами тренинга «Векторы социальной ориентированности»

Цели мероприятия:

  • формирование представлений о бюджете и его планировании;
  • формирование нравственных семейно-бытовых установок;
  • формирование умений и навыков межличностного общения.

 

Задачи мероприятия:

  • формировать представления о различных сторонах бюджета (доход, расход);
  • обучать правильному планированию своего бюджета на месяц, год;
  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для успешной адаптации в социуме;

 

Формы реализации мероприятия.

  1. Моделирование ситуаций.
  2. Ролевое проигрывание.
  3. Индивидуальная и групповая работа.
  4. Беседы.
  5. Информирование.

 

Место проведения: кабинет, столы расставлены для трех групп участников

Оборудование: мультимедийная установка, надувные шары, маркеры, заготовки таблиц, заготовки бланков «ситуаций».

Время проведения мероприятия – 40 мин.

Этапы подготовки и проведения:

а) подготовительный этап

  • сбор участников и постановка перед ними задач;
  • индивидуальная работа с участниками;
  • репетиции;
  • подготовка аудитории;

б) проведение мероприятия:

  • вступительное слово о цели занятия;
  • основная часть;
  • заключительная часть – рефлексия, благодарственное слово всем присутствующим.

в) заключительный этап:

  • обсуждение мероприятия.

Ход мероприятия

Приветствие. Участники становятся в круг, на груди у каждого бейджик с именем. Каждый участник называет одно прилагательное на первую букву своего имени. «Здравствуйте, меня зовут Лена, я ленивая, любимая, ласковая…»

После приветствия участники рассаживаются за столы согласно цветовой гамме бейджика. Всего 3 группы.

Педагог: озвучивает цель мероприятия в рамках реализации программы «Социально-педагогического и профессионального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проводится занятие с элементами тренинга «Бюджет»

Педагог:  На схеме показана социальная ориентация. Связь с обществом, умение в нем находиться, жить, чувствовать себя уютно и ощущать свою нужность.

Вектором называется направленный отрезок

Беседа «Бюджет семьи»Ве

  1. Как вы думаете, почему в одних семьях денег всегда хватает, а в других — никогда не хватает, сколько бы ни зарабатывали?
  2. Что такое бюджет семьи?

Бюдже́т (от старонормандскогоbougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Бюджет — это план доходов и расходов семьи на месяц или год.

  1. Из каких статей состоит бюджет семьи?
  2. Как нужно планировать расходы?
  • Фонд накопления для приобретения дорогих вещей и на «черный день»;
  • питание, оплата коммунальных услуг;
  • приобретение одежды, обуви, косметики;
  • повышение культурного и образовательного уровня;
  • отдых и развлечения
  1. Возможности для увеличения доходов: совмещение работ, индивидуальная трудовая деятельность, экономия расходов.

 

  1. 2. Сценка «Доходы и расходы»

1-й: (Бюджет, доходы). Выходит на груди табличка «Бюджет, доходы», обвязан разноцветными воздушными шарами, символизирующими статьи доходов.

Здравствуйте, я бюджет! Я большой, красивый, начало месяца, у меня много доходов: стипендия, пенсия, сбережения…

2-й : (Расходы) Выбегает на груди табличка расходы, сам худой.

Здравствуй, доходы! Что ты такой радостный, довольный, надутый, тебя так и распирает от удовольствия?

1-й: А что мне не радоваться?  Начало месяца, у меня много доходов, много денег.

2-й: А ты уже спланировал бюджет на месяц? Нет? Сейчас я тебе помогу. А выдели — ка мне денег на питание (в это время прокалывает иголочкой шар с надписью питание), дай, денег на оплату жилья, дай денег на одежду (прокалывает шар).

1-й: Подожди, подожди, так у меня все деньги закончатся за один день, а как дальше жить? Участники, подскажите, что делать в этой ситуации? (надо планировать бюджет).

2-й: Хорошо, хорошо, а на развлечения не дашь денег?

1-й: Нет. Давай сэкономим, а вдруг деньги понадобятся на другие нужды. На лекарства, на проезд и т.д. А в следующем месяце можно будет и в кино сходить.

2-й: Что, участники, будем экономить деньги «на черный день?» (Да).

Хорошо, уговорили.

1-й и 2-й: До свидания, пойдем планировать бюджет, чтобы он не лопнул как эти  воздушные шары.

 

3.Практическое задание «Доходы и расходы»

Рассмотрим таблицу попробуем определить из каких доходов складывается ваш бюджет.

Доход- это зарплата, стипендия, пенсия, пособия, проценты, полученные от  вкладов  в банке,  деньги, взятые взаймы.

Расход — деньги, затрачиваемые на питание, развлечения, на  одежду, на предметы домашнего обихода, на квартиру.

Педагог: Заполните таблицу на декабрь 2017г., спланируйте ваш бюджет.

 

Доходы Расходы
Стипендия и / или зарплата Питание
Пособие по безработице Одежда
Пенсия по потере кормильца / по инвалидности / Квартплата, оплата телефона
Государственная социальная помощь Транспорт
Проценты со сбережений в сбербанке Моющие — чистящие средства, средства  гигиены
  Покупка мебели
  Покупка бытовой техники
  Покупка необходимых в быту  вещей (кухонных принадлежностей, полотенец, постельного белья, занавесок…)
  Развлечения ( все: от похода в кино и на  дискотеку до мороженного)
  Специальные расходы, например, лекарства, корм для животных, оплата обучения и пр.
  Непредвиденные расходы («на чёрный день»)
Всего доходов: Всего  расходов:

 

  1. Групповое обсуждение.
  2. Как соотносятся доходы и расходы в таблице?
  3. Какие статьи расхода вы считаете основными?
  4. На каких статьях расхода можно экономить? Как это можно сделать?
  5. Какие статьи расхода останутся такими же в вашей самостоятельной жизни? Будут ли они основными статьями расхода?
  6. Какие статьи дохода останутся такими же, когда вы будете жить самостоятельно? Какие статьи дохода могут суммироваться, т.е. вы можете получать доход из нескольких источников?
  7. Как вы можете увеличить свои доходы?

Педагог: Ответьте мне:  «Надо ли планировать свой бюджет?»

5.Анализ ситуаций

Участникам раздаются карточки с ситуациями. Группа размышляет пять минут, обсуждает и один представитель объясняет решение группы.

  1. Как вы думаете, нужно ли экономить деньги, если у вашей семьи большие доходы? (Ответ аргументируйте)
  2. Некоторые семьи пытаются экономить на питании. Что вы можете сказать по поводу подобной экономии?(Ответ аргументируйте)
  3. Как лучше хранить ваши деньги: дома, в банке, отдавать в долг? Почему?(Ответ аргументируйте)

 

Рефлексия

1.Что-то новое сегодня вы узнали на занятии? Что бы взяли для себя?

  1. Что вам понравилось на занятии?
  2. Как вы влияли на ход занятия?

4.Что еще хотели бы узнать?

Прощание. Участники встают в круг со словами «До свидания, я вам желаю хорошего дня… (или варианты ответов)».

При выходе каждый из участников по просьбе педагога должен положить в коробку смайлик, соответствующий его настроению.

Скачать материалы публикации:
>> Сценарий