День Победы 9 Мая

 

Автор: Карнаух Татьяна Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Тип: План-конспект урока по литературе
Тема: «День Победы 9 Мая»

Дата публикации: 27.12.2018

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о значимом событии для нашей страны — празднике Победы, который мы ежегодно отмечаем 9 Мая. Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские.

 

Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата «9 Мая»?

 

Ученик 1:

Это праздник Победы. 9 мая 1945 года наши воины одержали победу в войне с фашистами

Рафис:

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало в деревне для юных

Это страшное слово «война».

Надя:

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, военном году.

 

Владимир Высоцкий на войне не был. Когда началась война, ему было 3 года, но память о войне жива в его памяти. Он написал много стихов об этой войне. Вот одно из них.

 

Слушаем запись песни В.Высоцкого «Я-«Як» — истребитель»

 

Я — «Як»-истребитель,
Мотор мой звенит,
Небо — моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он — истребитель.

В этом бою мною «юнкерс» сбит,-
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.

Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет — в «штопор».

Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому,
А кажется, стабилизатор поет:
«Мир вашему дому!»

Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт».
Уйду — я устал от ран,
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу — решил на таран!

Что делает он, ведь сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке —
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике.

Я — главный, a сзади, ну чтоб я сгорел!-
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул и запел:
«Мир вашему дому!»

И тот, который в моем черепке,
Остался один и влип.
Меня в заблуждениье он ввел и в пике —
Прямо из «мертвой петли».

Он рвет на себя, и нагрузки — вдвойне.
Эх, тоже мне летчик-ас!
И снова приходится слушаться мне,
Но это в последний раз.

Я больше не буду покорным, клянусь!
Уж лучше лежать на земле.
Ну что ж он не слышит, как бесится пульс!
Бензин — моя кровь — на нуле.

Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
Но тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.

Убит! Наконец-то лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но… что это, что?! Я в глубоком пике
И выйти никак не могу!

Досадно, что сам я немного успел,
Но пусть повезет другому.
Выходит, и я напоследок спел:
«Мир вашему дому!»

 

Надя. Интересно, что в этом стихотворении рассказывается  о сложных отношениях между машиной и летчиком, однако, когда летчик погибает, самолет понимает, что без этого летчика, который «изрядно мне надоел» — ему не выйти из мертвой петли.

Любопытно, что машина чувствует так же, как и человек: «Меня механик заштопал», «Ну что ж он не слышит, как бесится пульс! Бензин — моя кровь — на нуле».

Рафис : В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

 

Просмотр видеоролика  «Сороковые, роковые»  на стихи Давида Самойлова

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

 

Надя: Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война — это 20 часов у станка в день

 

Рафис:  Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно – остановить врага!Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!». Страна превратилась в единый военный лагерь. На защиту Родины встали все и взрослые и дети. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, заступали на трудовую вахту в тылу женщины, дети, старики.

 

Надя: У войны — не женское лицо. Самую большую тяжесть вынесла на своих плечах женщина-мать. Скольких сыновей и дочерей они не дождались с войны.

 

Ученик 2 (читает стихотворение «Мать», в это время на экране мелькают кадры военной хроники)

 

Стихотворение «Мать»

Все забрали — и хлеб, муку и сало,
Все углы обшарили в дому
У старухи. Слова не сказала:
Людям говорят, а тут кому?
И маячит тенью одинокой
Под своими окнами она.
Велика война, сыны далеко,
И народ в лесах — кругом война.
В огороде вытоптаны гряды,
Яблоки оборваны с листвой.
Все видала строгим скрытным взглядом
И седой кивала головой.
Молча обходила их сторонкой,
Берегла не скарб свой, не жилье, —
Одного боялась — за девчонку, —
Только б не приметили ее.
Берегла, из рукава кормила,
А когда увидела: идут, —
Обняла: «Беги — покуда силы,
Родненькая, лучше пусть убьют».
И сама, как птица-мать, навстречу —
Отвести врага на малый срок.
И схватил один ее за плечи,
А другой сорвал с нее платок.
Но какой огонь еще был спрятан
В этой слабой, высохшей груди,
Усмехнулась, глядя на солдата:
— Со старухой справился? Веди!
Повели, поволокли на муки
За любовь и честь держать ответ.
Заломили ей, связали руки —
Руки, что трудились столько лет.
Что варили пищу, рожь косили.
Что соткали версты полотна.
Что сынов богатырей взрастили, —
Далеко сыны. Кругом война…
Били — не убили. Как собаку,
Бросили. Очнулась от росы.
— Вот и ладно. Можно хоть поплакать,
Чтобы слез не увидали псы…
Под родимым небом деревенским.
Что роилось звездами над ней.
Стала плакать на-голос, по-женски,
Вспоминать далеких сыновей.
Велика война, сыны далеко,
Не услышать, что тут шепчет мать.
Ленушка, Ленок мой синеокий,
Хоть бы ты успела убежать.
И забылась мать в мечтах о детях,
На сырой земле теряя кровь.
И очнулась рано на рассвете, —
Русские в село вступали вновь.
Подобрали ловко, аккуратно
Старую, измученную мать.
Не своя, но было всем приятно
Матерью старуху называть.
И она, — хоть никого не знала,
Кто воды ей подал, кто помог, —
Каждого от сердца называла
Ласково и радостно:
— Сынок…

 

Рафис: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелегких фронтовых буднях, в тяжелых боях, придавали им сил и мужества. Это помогало выжить нашим солдатам в этой кровавой схватке. Любовь матери, жены, невесты. На передовую из дома шли письма, такие желанные для солдат, ну а бойцы писали домой о том, как

тосковали по дому, семье, мечтали о победе.

Просмотр классом видеоролика на стихи К.Симонова «Жди меня»

(Жди меня, и я вернусь… Александр Головин)

Поэт: Симонов Константин

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Надя: С тех пор прошло уже 73 года. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Многих ребят, школьников, как мы с вами,  вывозили из сжимаемого блокадным кольцом Ленинграда в Прикамье, Ребята прибывали в Чернушинский район; их  сопровождали буксиры, чтобы взламывать лед. И снова поезда…

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку

Рафис: В Перми военных действий не было, но весь город работал на фронт: завод Дзержинского освоил производство боеприпасов, химзавод – горючие смеси. За годы войны рабочая Мотовилиха дала фронту большое количество мощных гаубиц и артиллерийских систем, за месяц был налажен выпуск известной «сорокапятки»- немцам так не удалось изготовить аналогичной пушки.

Учитель: Наши ветераны– герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.

Ученик 3 (читает наизусть)

 

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

  1. Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

  1. Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

  1. Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны

 

(На экране в это время — кадры военного парада на Красной площади и победного салюта)

 

 >>>Скачать материалы публикации