Духовно-нравственное воспитание учащихся на занятиях объединения «Историко-техническое моделирование»

 

Автор: Маров Александр Анатольевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Тип: Статья
Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на занятиях объединения «Историко-техническое моделирование»

Дата публикации: 09.04.2019

Современная концепция отечественного образования в сфере духовно-нравственного развития и воспитания приоритетной целью указывает воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны отвечать потребностям духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся. Такие же требования выдвигаются и перед программами сферы дополнительного образования детей, где фактор духовно-нравственного воспитания и развития является также основополагающим, призванным обеспечить всю полноту становления высоконравственного гражданина России.

Согласно концепции, духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, а важнейшим условием успешного развития России есть формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.

Таким образом, исходя из основных аспектов концепции, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В то же время современная система образования построена по принципу оказания образовательных услуг обучающимся со стороны педагога. В понимании данного принципа можно предположить, что в результате педагог оказывает детям конкретные образовательные услуги, результатом которых является достижение детьми определенного уровня воспитанности и обучаемости. В силу такого предположения духовно-нравственное воспитание детей также можно отнести к оказанию образовательных услуг.

Определение образовательных услуг подразумевает педагогическую деятельность, направленную на удовлетворение образовательных потребностей ребенка,вследствие чего они становится более образованным и воспитанным. В этом случае естественным будет вопрос: возможно ли полноценное воспитание и развитие ребенка, когда со стороны педагогов будут оказаны лишь какие-то образовательные услуги? И естественным будет ответ: скорее всего, нет, так как в данном случае отсутствует полноценный процесс обучения и воспитания. Ребенок выступает в роли потребителя, а педагог в роли менеджера, предоставляющего определенные услуги. Работает схема: оказал услугу – получил услугу. По данному принципу построены взаимоотношения в современном обществе: обществе услуг и потребления.

В такой ситуации говорить о качестве воспитания и развития, а тем более духовно-нравственного воспитания и развития становится неуместным. Услуга не подразумевает удовлетворение потребности общества в воспитании и развитии детей. Услуга в данном случае подразумевает лишь получение каких-то знаний и умений на платной или бесплатной основе. А это значит, что духовно-нравственное воспитание детей отсутствует или присутствует в минимальном объеме. Данную картину мы как раз и наблюдаем в современных школах и других образовательных учреждениях. При наличии концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, современная молодежь через оказание образовательных услуг стремительно деградирует в морально-этическом отношении.

В данной ситуации неподдельное уважение и восхищение вызывает самоотверженный труд многих педагогов в школе, детском саду, дополнительном образовании, движимых неким внутренним чувством и болью за современных детей, оказавшихся беспомощными перед действительной картиной процветания безнравственности и вседозволенности, труд по введению элементов духовно-нравственного воспитания в свою повседневную педагогическую деятельность, без указаний свыше, на свой страх и риск.

В системе дополнительного образования вопрос о духовно-нравственном воспитании детей также остается актуальным. В отличие от школы дети приходят на занятия во многом добровольно, имея перед собой цель получения новых знаний и умений, что дает возможность построить воспитательный процесс на доверительной основе и при умелом подходе получить в последующем высокие результаты. Введение в образовательно-воспитательное пространство элементов духовно-нравственного воспитания во многом позволит решить те задачи, которые отражены в современной концепции отечественного образования в сфере духовно-нравственного развития и воспитания. При этом элементы духовно-нравственного воспитания можно вводить в образовательный процесс при изучении любой темы программы и на любом этапе занятия.

В разработанной и реализуемой мною дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Историко-техническое моделирование» также подразумевается духовно-нравственное воспитание учащихся  через дополнение школьного и семейного воспитания, удовлетворение их детской любознательности и потребности в положительных примерах, благодаря которым формируется правильное понимание многих слов, действий и поступков.

В течение всего срока обучения помимо основной технической деятельности дети  знакомятся:

  • с историей своего Отечества и зарубежных стран по различным историческим периодам,
  • историей, традициями и достижениями своей малой Родины,
  • с видными учеными-изобретателями и конструкторами,
  • достижениями в области военной техники и промышленности,
  • а также с важными историческими датами и войнами, в которых наш народ защищал свое Отечество и другие порабощенные народы от иноземных врагов.

Использование различных примеров из жизни нашего народа и его отношение к тем или иным событиям позволяет показать учащимся морально-этическую сторону поступка известного в русской истории человека, полководца, государственного деятеля или простого крестьянина, горожанина, воина в различных ситуациях. При этом очень важно раскрыть в примерах духовно-нравственную составляющую того или иного поступка, постараться разъяснить, почему именно так поступил данный человек, раскрыть детям такие нравственные понятия как снисхождение, честь, отвага, жертвенность, польза, красота подвига, храбрость, товарищество, прощение и многие другие. Очень много таких примеров можно найти в истории Русской Православной церкви и Русской армии. При изучении военной техники и вооружений в качестве закрепления учебного материала приводятся примеры доблести русских солдат с использованием военной техники (самолеты, танки, военные корабли и др.); при рассмотрении событий, ставших судьбоносными в истории России, примеры подвига, как представителей духовенства, так и простых мирян. При ознакомлении с какими-то видными историческими деятелями, исследователями и изобретателями и их трудами можно в качестве примеров использовать высказанные ими цитаты, отражающие их внутреннее духовно-нравственное состояние, такие как слова Великого Князя Ярослава Мудрого: «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим…»

Как показывает практика, использование таких примеров в непринужденной форме («к слову…», «так сказать») позволяет педагогу раскрыть перед учащимися многие духовные и нравственные аспекты человеческих взаимоотношений. Дети начинают сравнивать свои поступки с поступками людей из примеров, а в чем-то и подражать с осознанием того, что именно так поступить будет правильно и «душе приятно».

Еще одной формой духовно-нравственного воспитания являются непринужденные беседы. В таком случае важно умение педагога подвести детей к беседе так, чтобы дети воспринимали потребность в такой беседе как естественную и считали, что именно они являются ее инициаторами. Конечно, при этом сама беседа не должна мешать их основной деятельности, но служить скорее полезным дополнением. Тема беседы может быть разная в зависимости от задаваемых учащимися вопросов, интересующих их житейских или школьных проблем.

Важной чертой таких бесед является то, что ребенок порой открывается в беседе, показывает свой внутренний мир, свое восприятие и осмысление слов и поступков. Он начинает мыслить, анализировать и на основе анализа делать выводы, осознавать свой нравственный опыт поведения. Между педагогом и ребенком появляются доверительные отношения —  важный аспект правильного духовно-нравственного воспитания. Педагог для детей становится помощником в осознании сложных вопросов морали и поиске ответов на жизненные проблемы.

В течение учебного года в Центре дополнительного образования детей реализуются следующие сквозные учебные программы: «Семья», «Здоровье» и «Каникулы». Каждый педагог Центра в течение учебного года по данным сквозным программам проводит с учащимися различные воспитательные мероприятия вне учебных занятий. В объединении «Историко-техническое моделирование» с детьми также проводится ряд воспитательных мероприятий различного содержания:

  • по программе «Семья» совместные прогулки на природу, совместные родительские собрания, участие в семейных конкурсах и выставках, совместное посещение мероприятий на темы краеведения и духовности в Центральной городской библиотеке им. В.В. Верещагина;
  • по программе «Здоровье» фотопрогулки по городу и в окрестностях города, прогулки с элементами туристических походов, состязания «Спорт-экстрим», беседы на темы о здоровом образе жизни, профилактики употребления психоактивных веществ. Примером таких мероприятий могут быть регулярно проводимые беседы и диспуты: «О вреде энергетиков», «А было ли пьянство на Руси», «Вся правда о кока-коле» и другие.
  • по программе «Каникулы» различные викторины по историческим и историко-техническим темам (такие как, например, «Танковая викторина» или «Военная техника Второй мировой войны»), игровые турниры, беседы на различные краеведческие темы, духовно-нравственные темы и о проблемах современного общества как на базе объединения или Центра, так и в других организациях города (например, беседа «Почему нельзя играть в игральные карты» или интерактивное мероприятие «Подними Георгиевскую ленточку!»).

В каждом из таких воспитательных мероприятий педагогом помимо основных учебных задач решается и задача духовно-нравственного воспитания и развития детей.  Педагог при проведении данных воспитательных мероприятий также может использовать различные примеры и сравнения духовно-нравственного отношения людей ранее живших и ныне живущих к тем или иным человеческим поступкам, вредным привычкам, отношению к своему здоровью и злободневным общественным проблемам.  Учащиеся начинают проигрывать различные варианты отношения людей к конкретному поступку или проблеме. При этом учащимся предлагается не только описание поступка, вредной привычки или какая-то житейская проблема, но и возможность обсуждения поднятой проблемы с поиском ответа на закономерный вопрос: правильно или неправильно поступил кто-то в том или ином случае и почему именно так. Иначе, преследуется цель осмысления ребенком действия с позиции духовности и нравственного подхода.

Очень важно, чтобы в таких мероприятиях принимали участие родители учащихся, так как совместное обсуждение и личный положительный родительский пример являются лучшими факторами осознания ребенком духовных и нравственных норм и понятий.

В первую очередь применение элементов духовно-нравственного воспитания актуально при проведении воспитательных мероприятий по сквозной программе «Здоровье». Здесь для педагога открывается широкий спектр тем по насущным человеческим проблемам, таких как: пьянство, табакокурение, применение различных наркотических веществ, даже порой кажущихся безобидными, употребление молодежью энергетических напитков, безалкогольных иностранных напитков и многое другое. Педагог, проводя воспитательные мероприятия, по данным темам, старается раскрыть не только сам факт существования проблемы и ее описание, но и причину возникновения проблемы, ее аморальность. Он помогает детям увидеть путь нравственного падения человека,  вероятность его духовного вырождения. Естественно при этом необходимо учитывать возрастные категории учащихся.

Как показывает практика, дети очень охотно откликаются на предложения педагога поговорить на какие-то интересные и насущные темы по духовно-нравственным вопросам.  И в их лице педагог найдет достойных слушателей, потому что в суете нынешних дней с ними порой никто еще так открыто и откровенно не разговаривал. Дети внимательны и, можно повториться еще раз, открыты, когда идет такое доверительное общение. Но с ними взрослым порой некогда разговаривать. У них нет времени. Вот поэтому велика роль педагога в применении элементов духовно-нравственного воспитания и развития детей на занятиях объединения и воспитательных мероприятиях.

Результатом такой деятельности педагога является то, что учащиеся становятся способными видеть и анализировать свои поступки и поступки окружающих, определять насколько они нравственны или безнравственны. Многие учащиеся в процессе таких бесед, обсуждений и анализа ситуаций начинают задавать себе вопросы: «Насколько нравственно я поступаю и каков мой внутренний духовный мир?» Происходит пересмотр внутренних ценностей. Даже если ребенок еще не способен на такой глубокий анализ, то, по крайней мере, он под воздействием рассмотренных примеров духовно-нравственного поведения начинает различать плохие и хорошие поступки. В какой-то степени ребенок, как у Владимира Маяковского, осознает «что такое хорошо и что такое плохо». И еще одним важным результатом такой деятельности на занятиях объединения «Историко-техническое моделирование» является то, что учащиеся приобщаются к духовно-нравственному наследию своего народа и своей «отчины».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при явно видимой несогласованности концепции о духовно-нравственном воспитании и развитии и потребительском подходе к процессу обучения и воспитания через оказание образовательных услуг, педагог вынужден выискивать различные способы в восполнении пробелов в духовно-нравственном воспитании детей. Данные способы в большинстве своем основаны на доверительном, непринужденном и постоянном общении педагога и ребенка. Личным примером и ежедневным подвигом педагог закладывает в детские головы понимание истинных человеческих ценностей: духовных и нравственных, порой так противоречащих современной окружающей действительности.

 

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»).

 

 >>>Скачать все материалы публикации