Процесс художественного творчества

 

Автор: Колесова Ольга Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Тип: План-конспект занятия
Тема: «Процесс художественного творчества»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Курс:  ПВНК 15А

Учебная дисциплина: МДК.01.06 «Методика  преподавания продуктивных видов деятельности»

Тема: Процесс художественного творчества.

Тип урока: открытие нового способа действия.

Цели: создать условия для  совершенствования знаний и умений по теме: «Процесс художественного творчества», развития творческой активности студентов в процессе сотрудничества.

Задачи: Раскрыть суть процесса художественного творчества.

Рассмотреть  понятие творчество, категории творчества.

Ознакомится и применить на практике приемы художественного  творчества.

Планируемые результаты:

Предметные:

— сформировать представление о понятии творчество, категории творчества;

— понимание процесса художественного творчества;

-умение использовать приемы ТРИЗ.

Познавательные:

-умение находить нужную информацию, исследование материалла;

-умение обобщать и делать выводы;

-умение видеть характерные особенности  и принцип действия.

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу;

-умение планировать деятельность;

-умение контролировать и оценивать результат своего труда.

Коммуникативные:

-умение слышать и понимать других;

-умение вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

-умение работать в команде, уметь  договариваться.

Личностные:

нести в себе положительный мотивационный настрой на творческую деятельность;

-умение решать проблемные ситуации;

-умение применять знания на практике — творить ;

Технология: проблемный урок

Средства обучения для преподавателя:

Технические: ноутбук, проектор.

Нетехнические: Дидактический материал — раздаточные карточки с заданиями.

Средства обучения для студентов: конспекты, изобразительные средства.

План урока: 90 мин

1.Орг.  момент. Деление на группы. Имитационная  гимнастика. 5 мин

2.Постановка проблемы. Выход на цель и задачи урока .5 мин

3.Поиск путей решения проблемы 15 мин.

4.Выражение решения  проблемы.  Практическая  работа по реализации способа действия.45 мин

  1. Демонстрация и защита продукта труда . 10 мин
  2. Рефлексия. Оценка своего понимания 10 мин.

 

Ход урока

Этапы урока Направленность этапа урока Содержание этапа Методы и приемы Форма Орган Результат

 

1.Орг. Момент

 

Создание условий для мотивации  студентов к занятию.     Приветствие:

Здравствуйте.  Я приглашаю вас в мир творчества. Давайте отойдем от привычного начала урока , выйдем из за парт и сформируем кольцо Сатурна.

Имитационная гимнастика:

Чтобы почувствовать наше единство и многообразие поприветствуем друга с Земли стоящего напротив своей сатурновской  улыбкой.

     Деление на пары: У нас определились пары: Землянин и представитель с Сатурна. Расходимся по своим космическим станциям.  Вхождение в образ.

Мотивационный метод. Прием: имитационная гимнастика, деление на творческие группы. Фронтальная работа Мимический диалог Включение всех студентов в деятельность

Психологический настрой

Готовность  курса  к усвоению нового материала.

. Мотивационный настрой.

2.Постановка проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Поиск путей решения проблемы

Создание условий для сообщения темы урока, и выхода на цели ,задачи урока, для получения новых знаний по  изучаемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск своего понимания темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Создание проблемной ситуации:

-Как вы думаете, кто создал весь наш мир? Господь Бог, Высший разум — иначе Творец природы.  Человека называют- творенье природы. А может ли сам  человек стать творцом, творцом самого себя ,и в каком случаи? Что он должен освоить?

— Процесс творчества, процесс художественного творчества.

 Выход на тему урока: На нашем пульте управления  высветилась  тема: Процесс художественного творчества.

  Определите  поле своего  знания и незнания по данной теме:

Что для вас понятие творчество, художественное творчество, процесс, процесс художественного творчества? Что нам скажут Земляне и представители с Сатурна?

Как вы это понимаете? В чем суть каждого понятия? Как проверить правоту или ошибочность  ваших мыслей? Что для этого необходимо сделать?

Выход на цель и задачи  урока:

— Раскрыть суть процесса художественного творчества.

-Рассмотреть  понятие творчество, категории творчества.

— Ознакомится и применить на практике приемы художественного  творчества.

Как  решить поставленные задачи?

Изучение материала по первоисточнику

— Интервью у присутствующих

— Обмен мнениями

— Вывод

— Практические действия

Какой способ действия выбираем?

— Изучение

-Обобщение

-Схематизация

-Реализация

-Защита

-Рефлексия

Намечаем план деятельности:

1.Изучение нового материала 10 мин

2.Обобщение полученных результатов,  краткий конспект.5 мин

3.Схематизация приемов художественного творчества 5 мин

4. Реализация своих мыслей через композицию Вхождение в процесс художественного творчества, выполнение  заданий .40 мин

5.Защита   творческой композиции 5 мин

6.Рефлексия 5мин

1.Изучение  нового материала:

Работа по первоисточникам, сравнение  своего понимание с другими авторами, конспектирование.

Обоснование своего понимания, через выступление.

Выход на суть процесса художественного творчества, на категории творчества, путем обмена мнениям, анализа первоисточника, выводов   см.   Приложение №1, №2

Фиксация изложенного материала в планах конспектах.

Суть процесса художественного творчества

Творчество-это…

Художественное творчество-это…

Категории творчества:

Творчество и свобода, творчество и личность

,творчество и мастерство, творчество и природа ,творчество и красота, творчество и общество

Процесс-это…

Процесс художественного творчества – это…

Этапы процесса художественного творчества:

1.Вынашивание  идеи

2.Возникновение художественного образа

3.Поиск методов  приемов ,способов, материалов для его реализации.

4.Создание художественного образа, путем самовыражения

5.Представление, демонстрация, защита Х.О.

2.Обобщение полученных результатов,  краткий конспект.5 мин

3.Схематизация приемов художественного творчества 5 мин

Метод проблемной ситуации ,прием наводящих вопросов.

Диалог с группами

 

Обращение к своему знанию и пониманию

 

 

 

 

 

Выстраивание  плана деятельности  по задачам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа в группах

 

Размышление

Взаимообмен

 

 

 

 

 

Конспектирование, выделение главного

Установление

причинно- следственной связи

Фронтальная и групповая работа.

Диалог с учителем, с самим собой, в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Диалог внутри группы

Фронтальный диалог

Совместный

анализ  темы урока

Определение  поля знания и незнания студентов.

 

 

 

 

 

 

Выход на цели  и задачи урока.

 

 

 

Совершенствование знаний по теме урока.

Исследование материала, выводы

 

 

Ведение диалога и отстаивание своей точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать в команде, уметь  договариваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение видеть характерные особенности  и принцип действия.

4.Выражение решения  проблемы.

 

 

Практическая  работа по реализации способа действия

Создание условий для закрепления полученных знаний на практике 4. Вхождение в процесс художественного творчества.

Выполнение индивидуальных заданий по  художественному  творчеству.

Темы: Взгляд Землян

1.Разработать образ представителя с Сатурна.

2.Архитектура, техническая среда Сатурна

3.Космический пейзаж.

Взгляд представителей с Сатурна

1.Планета Земля.

2. Флора и фауна земли

Материал и техника исполнения на выбор.

Индивидуальный  подход к каждому студенту.

Дополнительный инструктаж, объяснение по ходу выполнения творческой композиции  с выходом на способы и приемы.

Творческая работа в группах.

-Выход на образ.

-Определение материала и техники исполнения

-Эскиз

-Создание композиции

 

 

Индивидуальный подход

 

 

Работа в группе

Усвоение нового материала в ходе практической деятельности.

 

Умение применять знания на практике – творить

 

Умение контролировать и оценивать результат своего труда

5. Реализация продукта

 

 

 

 

 

6.Рефлексия. Оценка своего понимания

 Создание условий для самоконтроля, для проведения выставки и защиты своего продукта труда

Создание условий для рефлексии.

5.Защита   творческой композиции

Выставка созданных творческих композиций по выбранным темам.  Презентация, защита.

Выход на способ действия. Открытие  творческого приема. Обсуждение. Одобрение, обмен идеями.

 

6.Рефлексия

Рефлексия деятельности на уроке.

Вопросы:

Что открыли для себя, как, каким образом, зачем, что мне это дало?

Анализ  собственной деятельности

Выставка творческих композиций.

Домашние задание. Вынашивание идеи по заданным темам.

Обоснование идеи.

Анализ деятельности

Наводящие вопросы

Обобщение

Выделение главного

 

Рефлексия

Монолог

 

Фронтальный диалог

 

 

 

 

 

Фронтальный диалог

Самоанализ

 

Осмысление  и понимание

содержание темы  урока.

 

 

 

 

 

Достижение цели урока

 

                                                                                                                           Приложение №1

 

Тема:  Процесс художественного творчества.

 

Что такое художественное творчество в понимании представителя западной культуры, человека конца XX века? Полностью ответить на этот вопрос сложно.

Сущее — вот что интересует нас сегодня.  Сущее, реальное, предстает в динамике, в постоянном напряжении, в движении от очевидного к невероятному. Таким образом, сущее стоит на водоразделе, в центре действия сил притяжения, в определенного рода «центре колебаний». Для начала разговор о художественном творчестве мог бы затронуть шесть основных тем- категорий творчества: творчество и свобода; творчество и личность; творчество и мастерство; творчество и природа; творчество и красота; творчество и общество.

1) Творчество и свобода

Художественное творчество свойственно человеку, и свобода творчества является одним из его неотъемлемых прав. Посредством художественного творчества человек выражает себя как свободную личность и освобождается от любого внешнего воздействия, как-то:

а) от ограничений, связанных с физическими возможностями человека;

б) от ограничений общественной жизни.

Очевидно, что художественное творчество не происходит вне времени: человек-творец является продуктом социальной среды, общественно-экономических, политических условий, уровня культуры, географического положения, всей группы действующих эстетических принципов. Но лишь тогда мы можем говорить о творчестве, когда внутри этих заданных условий происходит акт творчества свободной личности, который сокрушает все условности.

   2) Творчество и личность

Творец — это homo faber (человек-созидатель), это тот, кто возвысился над природным окружением, пройдя через века ученичества и постижения мастерства, многократно повторяясь, этот процесс приводит к постоянному прогрессу в потребительской социально-технической жизни. Благодаря художественному творчеству человек выходит за рамки создания только технически необходимой продукции. Он творит, то есть создает нечто новое, то, что ранее не существовало, — его творения уникальны, как и сама личность. С течением веков менялся теоретический подход к произведениям искусства , но само художественное творчество всегда позволяло человеку самоутверждаться , как неповторимому и свободному существу, оно призывает людей идти по пути освобождения личности. В этом плане художественное творчество, как и любой другой вид человеческой деятельности, помогает человеку освободиться от мешающих ему условностей окружающего мира. Более того, творчество выступает здесь как благословенный остров освобожденного духа, то есть вполне вероятно, что к концу нынешнего века творчество заменит собой традиционные религии.

          3) Творчество и мастерство

Труд, навык, профессионализм необходимы и даже достаточны для художественного творчества.  Искусство всегда было делом техники.  Творческий труд находится в постоянном поиске всевозможных хитроумных связей, структурных, словесных, графических, звуковых, доселе неведомых; ему нужны выразительность и контрасты, — словом, все приемы, свойственные различным видам искусства.

В распоряжении творца находится целый арсенал современных средств и теоретических положений, а в процессе создания им нового произведения достижения прошлого — эта основа творчества — начинают преломляться таким образом, что обеспечивается индивидуальный характер произведения. Но в процессе воплощения личности в создаваемом произведении не может быть никакой технической предопределенности. Акт творчества,  неотделим от акта мысли, и это проявляется даже в самой примитивной кустарной поделке, размноженной, казалось бы, чисто механически.

 4) Творчество и природа

На протяжении веков сложились различные позиции в отношении художественного творчества к природе, которая сама является «творцом». В частности, можно отметить два подхода:

а) Первый из них воспринимает природу как нечто конечное, а ее «творческую эволюцию» как телеологическую; природа рассматривается как аналог художественного творчества. В качестве примера можно назвать западный импрессионизм.  В России в первой четверти XX века искусство шло по откровенно «органической» линии в противовес позаимствованному на Западе «механицизму», выразившемуся в кубизме и футуризме. Творчество растет, развивается, претерпевает различные изменения параллельно с природой, по аналогии с ней. Но это не имитация природы, не пустое копирование и воспроизведение ее, а использование таких путей развития, которые, преломляясь в средствах искусства, останутся по-прежнему природными путями и в то же время уже не будут самой природой.

б) В другом случае природа, природное образование, «буйство жизни», будучи бессознательным, рассматривается как предмет, вещь, предстающая перед нашим творческим сознанием, и лишь ему дано одухотворить эту вещь, придать ей смысл. Порождение смысла — вот задача творчества. Таким образом, природа является постоянным камнем преткновения в истории художественного творчества и в целом в истории мысли. Следует лишь отметить, что, когда природа рассматривалась как нечто определенное, отдельно существующее, как источник гармонии или внутреннего разлада человека, в высотах художественного творчества природа воспринималась как источник роста, зарождения расцвета мира. Художественное творчество XX века сделало эту мысль очевидной.

 5) Творчество и красота

В XX веке пошатнулась концепция вечной красоты. Плоды художественного творчества далеко не всегда красивы. Итак, творчество стало ареной борьбы между существом и способом существования. Та свобода, которая характерна для художественного творчества, придает ему черты основного, экзистенциального, или даже мирового, процесса. Кризис гуманизма, крушение идеалов современного человека, тревога перед лицом всевозможных угроз превратили искусство в ритуал изгнания злых духов, в котором нет места понятию «красота» в традиционном понимании.

   6) Творчество и общество

Начиная с эпохи романтизма творец и общество находятся в непримиримом противоречии. Преувеличение индивидуализма, истоки которого лежат в эпохе Возрождения, особенно обострилось с приходом капитализма. Спор между творчеством и обществом не окончен. Официальное, то есть признанное обществом, искусство оказалось академичным, погрязло в конформизме не было способно создавать общезначимые произведения. Но так было не всегда. Бывали периоды истории, когда искусство и общество не конфликтовали, и тогда, это было в Египте и в средние века, появлялись настоящие шедевры. Хотя при этом жестко регламентировались и форма, и содержание. Почему же сейчас общество не в состоянии диктовать свои требования художественному творчеству? Почему результатом такого диктата становятся серые, посредственные произведения? Это требует серьезного осмысления. Это вопрос всей культуры. Отмечено, что чем активнее развивается технология (прогресс), тем бледнее на этом фоне выглядит культура, возникает, в частности, противоречие между потребительскими общественно-экономическими интересами и художественным творчеством. Является ли это противоречие непреодолимым? Возникает проблема восстановления гармонии между природой и культурой или, скорее, попытка достигнуть перемирия. Это одно из неразрешимых противоречий художественного творчества в конце XX столетия.       Творчество — вид деятельности, протекающий на границе и частично за границами возможного для человека и в силу этого мало поддающийся описанию. Как событие, акт, художественное творчество имеет много общего с усилиями человека, направленными на сохранение своего вида: оно есть утоление вожделения, или, по Платону, стремления родить в прекрасном. Понятый  акт художественного творчества, открытый наблюдению благодаря своим результатам — художественным произведениям, — бессознательно и безостановочно переживается каждым человеком – художником в  своей жизни.

В  этой жизни совершить акт художественного творчества может значить: — «воспроизвести себя в лучшем виде»; — «воздвигнуть себе нерукотворный памятник», «научить людей делать или понимать то, чего они раньше не умели».

Возникающее в итоге творческого акта художественное произведение в разной мере отчуждено от своего автора  и, как правило, с момента своего появления на свет перестает принадлежать ему. Более или менее продолжительное пребывание художественного произведения в собственности его создателя обычно приводит к утрате произведения или преждевременной гибели его автора (Гоголь, Ван Гог, Хлебников).

Самостоятельная работа №3

  1. Составьте конспект по теме.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите шесть основных тем  категорий творчества.
  1. Дайте краткую характеристику каждой из тем.

                                                                                                                       

 

Приложение №2

Методы технического творчества помогают разбудить творческие способности, заложенные природой каждому человеку. Как выразился создатель ТРИЗ     Г.С. Альтшуллер,  « талант – это норма человека».

Любая идея проходит три  этапа:

  1. « Этого не может быть».
  2. « В этом что-то есть».
  3.  «Только так и надо делать».

Методы  активизации  творчества: мозговой штурм,  синектика, метод гирлянд и ассоциаций,  метод контрольных вопросов,  метод семикратного поиска, метод фокальных объектов, морфологический анализ, системный поиск.

Эвристические методы.

Для того, что бы работать в системе ТРИЗ, необходимо избавится от психологической инертности, иметь развитое воображение, уметь управлять своим мышлением. А эти умения  развиваются при работе с  эвристическими методами ,направленными на активизацию творческого воображения ребенка .Они раскрепощают мышление, дают волю воображению, фантазии.

Мозговой штурм.

Метод разработан в 1937г. Алексом Осборн. Виды мозгового штурма:

индивидуальный,  парный, поэтапный, конференция идей, кибернетическая сессия, « совещание пиратов». Создаются условия для  высказывания идей, анализ идей, выбор наиболее подходящей в данный момент.

Синектика

Метод разработан в 50 годы Уильямом Гордоном США.В переводе с греческого означает – объединение разнородных элементов.По Гордону, существуют  два вида механизма творчества:

1.Неоперативные процессы – интуиция, вдохновение.

  1. Оперативные процессы — использование разного вида аналогий.

Если целенаправленно учить применению разного вида аналогий, то это повышает эффективность творчества, мышления.

Используются разные виды аналогий:

1.Прямая аналогия – сходство  объектов чаще по внешним признакам.

( фонарный столб — жираф, удочка)

2.Компонентная аналогия – перечисление компонентов входящих в объект.

( снег — одеяло, вата, облако, пена, сахар)

3.Функциональная аналогия – сходство функций.

( машина — лошадь, собака, велосипед)

4.Фантастическая аналогия — сходство со сказочным героем, фантазийным  образом.

5.Символическая аналогия —  обобщенный, абстрактный образ.

  1. Личная аналогия — вживание в образ объекта.

Метод гирлянд и ассоциаций.

Гирлянды аналогий формируются в виде списка. В этом случае  отталкиваясь от исходного слова, тянется цепочка аналогий. Но каждая новая  ассоциация находится не по первому, а по последнему слову.

Например: Дети — листопад, дождь, капли, фонтан, лед, зеркало, леденец, дети.

Ассоциации по поводу того или иного  понятия.

Например: Египет — пирамиды, фараон, пальмы, мумии, Нефертити.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.

Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности  Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя).

 

Скачать материалы публикации:
>> План-конспект