Виртуальная реальность как новый шаг на пути к обучению

 

Автор: Кондратьева Светлана Геннадьевна
Должность: Преподаватель математики
Тип: Статья
Тема: «Виртуальная реальность как новый шаг на пути к обучению»

Дата публикации: 16.04.2019

Существенные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни, столь интенсивны и стремительны, что системы среднего и высшего профессионального образования уже не в состоянии решить задачу подготовки специалиста в какой-либо области в таком объеме, чтобы в ходе профессиональной деятельности его не постиг кризис компетентности, связанный с отставанием от этих изменений. Преподаватель уже не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации: императив опережающего качества образования означает необходимость опережения этого прогресса в своем профессиональном росте.

Усложнение параметров и динамики изменений современного мира, становление глобальной информационной инфраструктуры, глобализация, информационный «взрыв», — все эти факторы в системном единстве обусловливают необходимость качественных инновационно-ориентированных изменений в парадигме реализации образования, в частности профессионального образования педагогических кадров.

Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость исследования потенциалов виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности. Актуальность исследования связана также с тем, что повышение профессиональной квалификации преподавателей должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды.

На сегодняшний день образование считается одним из наиболее перспективных направлений для развития и внедрения технологий виртуальной реальности. Идея применения виртуальной реальности с целью обучения уже далеко не новая, и VR технологии уже давно используются от виртуальных экскурсий на уроках до обучения управления самолетом или скоростным поездом.

Виртуальное образовательное пространство — пространство способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности.

Виртуальная образовательная среда (в организационно-коммуникативном аспекте) — сложная самонастраивающаяся (подразумевает корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса.

Виртуальная учебная среда [5] — является «открытой учебной архитектурой» с подвижными целями, содержанием, методами и организационными формами, состоящей из коммуникационного, информационного и физического пространства.

Виртуальная реальность открывает новые возможности для изучения теории и отработки практики, ведь традиционные методы могут быть весьма затратными или слишком сложными. Существует 5 основных преимуществ использования AR/VR в сфере образования.

  • Наглядность.3D-графика позволяет воспроизвести детализацию даже самых сложных процессов, невидимых человеческому оку, вплоть до распада ядра атома или химических реакций. К тому же, ничто не мешает увеличить уровень детализации и увидеть движение электронов или воспроизвести механическую модель, к примеру, развития клетки человеческого организма на разных этапах. Virtual Reality позволяет воспроизвести или смоделировать любые процессы или явления, о которых знает современная наука.
  • Безопасность.Практические основы управления летательными или сверхскоростными аппаратами, можно абсолютно безопасно отработать на устройстве виртуальной реальности. Еще VR дает возможность отрабатывать сверхсложные медицинские операции или манипуляции, без вреда и опасности для кого-либо.
  • Вовлечение.VR-технологии дают возможность смоделировать любую механику действий или поведение объекта, решать сложные математические задания в форме игры и прочее. Виртуальная реальность позволяет путешествовать во времени, просматривая основные сценарии важных исторических событий или увидеть человека изнутри на уровне движения эритроцита в крови.
  • Фокусировка.Пространство, смоделированное в VR можно легко рассмотреть в панорамном диапазоне 360 градусов, не отвлекаясь на внешние факторы.

Возможность проведения виртуальных уроков. Благодаря возможности отображения смоделированного пространства от первого лица и возникновения эффекта собственного участия в виртуальных событиях, стало возможным проведение целых уроков в режиме Virtual Reality.

На данном этапе самые новые модели VR-устройств еще не проработаны на 100% для их полноценного применения с целью обучения, поэтому потенциально использование виртуальной реальности может иметь ряд недостатков.

  • Объем.Практически каждая учебная дисциплина обладает огромным объемом важного материала, поэтому создание одного такого курса несет большую трудоемкость для создания виртуального контента. Это может быть, как отдельный урок на каждую тему, так и десятки отдельных приложений.
  • Стоимость.Если речь идет о дистанционным обучении, то обучающимся стоит позаботится о наличии гаджетов способных визуализировать виртуальную реальность, в свою же очередь учебным заведениям необходимо будет закупить дорогостоящее оборудование для классов, в которых будут проходить виртуальные уроки, что требует немалых финансовых вливаний.
  • Функциональность.Virtual Reality, как и любая другая аналогичная технология, нуждается в использовании собственного языка. Нужно подобрать правильные инструменты, чтобы создать качественное наполнение виртуального урока. Существующие приложения виртуальной реальности для обучения не могут использовать на 100% все потенциальные возможности технологии и поэтому не выполняют своей основной функции.

Одним из наиболее важных направлений системы образования является повышение качества обучения путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых технологий.

Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного образования, состояния вопроса в области инновационных технологий, и в первую очередь, дистанционного образования показал, что в настоящее время существует потребность конкретного контингента лиц в образовательных услугах [4].

К дистанционному обучению воспитанников педагогический университет привлекает специалистов и выделяет педагога-куратора, в деятельности которого важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Как правило, педагог-куратор имеет высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеет теорией обучения, умеет создавать образовательную среду, управляет структурой учебного курса, педагогическими технологиями и средствами телекоммуникации, владеет навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), умеет общаться с учащимися.

Информационный поток, возникающий между преподавателем и учеником, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним: информация идет от преподавателя к воспитаннику, а другая от воспитанника к преподавателю.

Таким образом, дистанционное обучение может решить массу проблем, связанных с необходимостью получения знаний по подготовке к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.

Список литературы

1) Образование в России: история и современность; коллективная монография/ отв.ред. А.Ю.Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2017. – С.170-180.

2) Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения // Психологический журнал. – 2018. –N2. – С.1-18.

3) Елисеева Е.В., Петухова Л.П. Реализация интерактивного обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №55-4. – С.168-175.

4) Методика дистанционного обучения: учебное пособие // М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 194 с.

5) Савин А.В., Злобина С.Н.. Елисеева Е.В., Зверев А.В., Кузнецова О.Н. Современные подходы к проектированию информационно-образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №53-4. – С.207-214.

 

 >>>Скачать все материалы публикации