Проектная деятельность как фактор успешности будущего специалиста педагогических специальностей

 

Автор: Галахова Марина Павловна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Тип: Статья
Тема: «Проектная деятельность как фактор успешности будущего специалиста педагогических специальностей»

Дата публикации: 23.04.2019

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, в формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Важной задачей педагога является перевести студента от пассивного потребления знаний в студента, умеющего ставить цели, определять задачи и находить оптимальные пути решения. Особенно важно развивать творческие способности и профессиональные компетенции у студентов педагогических специальностей. Участие в проектной деятельности помогает студентам этих специальностей учиться редактировать, создавать, оформлять, используемый материал. Все большее значение приобретает умение современного специалиста работать в проектной деятельности. Такая работа формирует у студентов использование различных средств информации с целью поиска необходимых знаний. Будущим педагогам необходимо приобретать навыки работы в сети Интернет, чтобы грамотно осуществлять отбор необходимой информации при работе с детьми, уметь выбирать информацию, соответствующую возрасту и психическому развитию их воспитанников. Проектная деятельность предполагает самостоятельную работу с информационными  ресурсами, осмысливать, проектировать собственный опыт. Результативность проектной деятельности зависит во многом от контроля за ее осуществлением со стороны преподавателя. В этом случае повышается ответственность и самостоятельность студентов, они не пропускают занятия и, видя результат своей работы, стараются его улучшить, находя новый дополнительный материал по своей теме. Работая с проектом самостоятельно, студент погружается в тему, ищет дополнительный материал уже не только в сети Интернет, но и в других источниках, обращается к помощи работников городской центральной библиотеки, городского краеведческого музея, тем самым приобретая навык коммуникативного общения, и воспитывая в себе  педагогический такт, интеллигентность, терпение, умение владеть собой, а также применение грамотной речи при общении.  При работе с проектами предполагается и работа по созданию презентаций, построением графиков и диаграмм, умением редактировать текст, что оказалось не всегда сразу выполнимой задачей. Некоторым студентом приходилось осваивать такую работу впервые.

Проектная деятельность позволяет изучить материал, выходящий за рамки учебной программы. Результатом работы студентов стал материал, готовый к использованию. Результаты работы:

11.03.2019 научно-практическая конференция среди студентов техникума «Студент и научный поиск» студенты заняли 4 призовых места: одно первое, два вторых и одно третье место

15.03.2019- студентка техникума Царенко Ангелина  стала лауреатом конкурса «Мой вклад в величие России»и приглашена для участия в научно-практической конференции в г.Москва

Проекты студенты могут выполнять как индивидуально, так и объединяясь в группы. Анализируя опыт работы пришла к вводу,  что хорошие результаты, устойчивые знания по предмету, применение ИКТ технологий-оправдывают применение проектного метода при самостоятельной работе студентов и заставляют задуматься о расширении возможностей его использования.

Современные методы обучения требуют от студентов самостоятельно организовывать образовательный процесс, умение учиться, осуществлять пробы взаимодействия с детьми на практике. В момент перехода под непосредственным руководством преподавателей к самостоятельной работе у студента могут обнаруживаться ряд трудностей в самостоятельном осуществлении деятельности. Проблема профессионального развития может быть решена за счет включения педагогов в проектную деятельность. Принципом проектной деятельности является ориентация на участника процесса.  Каждый проект должен быть относительно универсальным, обладать вариативностью и способным при необходимости к изменениям и перестройке. Преимущества участия в проектной деятельности для будущих педагогов заключается еще и в отсутствии страха за собственные ошибки, а при их обнаружении умение корректировать проектный замысел.

В ходе проектной деятельности развиваются следующие профессиональные  компетенции:

— умение проектировать свое будущее взаимодействие с воспитанниками;

-готовность вносить изменения в деятельность с учетом изменившихся обстоятельств;

-способность к обучению и саморазвитию.

Работа по методу проектов в профессиональном образовании требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для проявления интереса у студентов к познавательной деятельности, применению полученных знаний на практике, так как студенты пришли получать специальность. В некотором роде педагог-предметник становится специалистом широкого профиля. Как руководитель проекта он должен обладать обширными знаниями, высоким уровнем культуры, должен иметь творческие способности, ведь ему предстоит развивать эти качества и у своих студентов. Именно педагог становится инициатором интересных начинаний. Немаловажную роль в проектной деятельности играют такие факторы как:

— сложность темы проекта

-индивидуальные способности студента

-наличие предыдущего опыта проектной деятельности в школе

-степень доверия к руководителю проекта

Самыми неудачными проектами, на мой взгляд, являются те, что навязаны преподавателем. В крайнем случае, можно предложить несколько вариантов тем на выбор.   Самыми удачными проектами являются те, темы которых выбирают студенты самостоятельно, либо по формуле: заинтересованность студента плюс умелая корректировка педагогом равно качественный интересный проект.

 

Библиография:

https://classinform.ru/fgos/44.02.02-prepodavanie-v-nachalnykh-classakh.html

 

 >>>Скачать все материалы публикации