Автор: Билецкая Наталия Юрьевна Дата публикации: 23.04.2019 |
Одной из актуальных проблем развития профессиональной компетентности обучающихся является развитие самосознания. В образовательном процессе возможно использование разнообразных педагогических технологий, способствующих этому процессу. Одной из таких технологий в современном образовательном процессе является использование в работе тренинговых упражнений, мастер-классов, дидактических игр.
Использование в работе интерактивных форм проведения занятий в форме мастер-классов позволяет моделировать реальную ситуацию деятельности, учитывает реальные условия работы с различными категориями обучающихся. Мастер-классы способствуют самостоятельному построению знаний, включению всех участников в активную деятельность, раскрытие творческого потенциала и личностной ориентации студента, стимулирование мыслительной активности, формирование познавательной деятельности, общекультурных и социальных интересов, и как следствие развитие самосознания.
Применяя активные формы обучения развиваются способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить, уметь действовать, а не ждать подходящего случая чтобы создать нечто оригинальное, умение быстро и качественно решать образовательную задачу. Главное ориентировать сознание на поиск новых идей.
Особый интерес изучение самосознания представляет в связи с проблемой социальной адаптации обучающихся как к процессу учёбы, так и дальнейшей трудовой деятельности. Вместе с тем вопрос о том, как влияют отдельные образовательные технологии на особенности самосознания характер и уровень адаптации остается еще, до сих пор, не достаточно изученным. Все это и обусловливает актуальность представляемой нами проблемы.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Это работы У. Джеймса, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса, И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина и т.д.
В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самосознание», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной [4].
Понятие «самосознание» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Настоящий источник и движущие силы развития самосознания, следует искать в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми [2].
«Самосознание — это знание субъекта о мире и о своем месте в нем, как проявление способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения; сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметам осмысления и понимания, а также главной способностью «практического преобразования» этих проявлений» [2].
Таким образом, самосознание — это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Самосознание представляет собой единство трех сторон:
- Когнитивная составляющая самосознания («образ Я») — представление индивида о самом себе, о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости и прочее, то есть познавательная, которая обозначается как самопознание.
- Эмоционально-ценностная сторона — осознанное отношение к себе, то есть самооценка. Самооценка — это оценка, человеком самого себя, своих возможностей, являясь регулятором поведения человека, она определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, к своим успехам и неудачам. Самооценка определяет уровень притязания, то есть уровень задач, которые человек ставит перед собой и к решению которых считает себя способным.
- Поведенческая составляющая самосознания.
Главной особенностью социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека [1].
В результате проведенного исследования мы сделали выводы, позволяющие говорить о наличие влияния активных форм обучения на самосознание и уровень социальной адаптации обучающихся. В ходе работы получены данные которые наглядно демонстрируют, что чем выше уровень притязаний, сформирована адекватная самооценка, тем выше самосознание и тем эффективнее происходит процесс социальной адаптации. А значит обучающиеся легче формируют адекватную систему отношений, прослеживается ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, принятие норм и ценностей новой социальной среды.
Также данные диагностики говорят о том, что уровень самосознания у студентов чья учебная деятельность наполнена занятиями, использующими современные образовательные технологии, безусловно развивается.
Для проведения современных технологий необходимо сочетание имеющегося педагогического опыта и аналитическое мышление. Участники должны быть готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта, уметь мыслить не только логически, но и абстрактно.
Результативность, полученная для каждого участника интерактивных форм проведения занятий это — умение адекватно анализировать результаты своей деятельности. Это всё способствует развитию не только самосознания обучающихся, но и всей личности студента, что является важным компонентом развития профессиональных компетенций.
Список использованных источников:
- Альманах психологических тестов. / Под ред. Р.Р. и С.А. Римских. М., 2006.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2009.
- Виттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. – СПб., 2014.
- Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. — М., 1976. — С. 219-232.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов, 2010.
>>>Скачать все материалы публикации