Психологическая характеристика копинг-поведения в стрессовых ситуациях учебной жизни студентов

 

Автор: Зайцева Наталья Владимировна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Психологическая характеристика копинг-поведения в стрессовых ситуациях учебной жизни студентов»

Дата публикации: 23.04.2019

Аннотация:

Статья посвящена изучению поведения и эмоционального равновесия личности студентов в процессе обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей. Показано психологическое предназначение копинга в период адаптации к требованиям ситуации, обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Рассматриваются преобладающие стратегии преодоления трудностей студентами, в процессе обучения в медицинском колледже увеличивается количество адаптивных форм копинг – стратегий поведения.

Ключевые слова: эмоциональное состояние человека, психологическое преодоление трудностей, копинг-стратегии, адаптация студентов.

Современный мир динамичен и находится в постоянном движении, в результате чего внутреннее равновесие личности постоянно нарушается, т.е. меняется эмоциональное состояние человека. Данное психическое состояние, в свою очередь, влияет на поведение человека, его социализацию и адаптацию.

В учебной деятельности также нередко возникают ситуации, которые требуют от студентов быстрого перехода от спокойной, плановой деятельности к активному режиму и реализации задач в условиях дефицита времени.

В этот период происходит становление нового уровня самосознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие. Активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей [1].

Все это и обусловливает актуальность представляемой нами проблемы.

Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу “coping” – механизмов или “coping behavior”.

Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Копинг стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит совладание с ситуацией.

Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Поэтому главная задача копинга – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Психологическое преодоление (совладание) зависит от двух факторов: личности субъекта и реальной объективной ситуации.

Набор жизненных ситуаций, как и репертуар способов, их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека [3].

Юношеский возраст характеризуется проявлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Эту ситуацию мы рассмотрели на примере преобладающих стратегий преодоления трудностей студентами медицинского колледжа.

Для этой цели мы выявили преобладающие стратеги преодоления трудных ситуаций студентами 1,2,3 курсов обучения всех специальностей колледжа.

Комплексное исследование проводилось на основе методики исследования копинг – поведения Э.Хайма.

Мы исследовали копинг — поведение, т. е. каким образом наши респонденты разрешают свои трудности. Предложенная нами методика позволяет определить 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, которые распределены в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности: поведенческой, когнитивной (познавательной) и эмоциональной. [2]

К поведенческим копинг — стратегиям относятся 8 вариантов: компенсация, альтруизм, активное избегание, отвлечение, компенсация, отступление, сотрудничество, обращение.

Из перечисленных поведенческих стратегий к адаптивным относятся: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» — это поведение личности, когда она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает близким помощь в преодолении трудностей. Данные показатели имеют тенденцию роста на 3-х курсах всех отделений.

К неадаптивным стратегиям относятся «активное избегание» и «отступление» — поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляция, стремление уйти от активных контактов, отказ от решения проблемы. Эти стратегии чаще всего демонстрировали студенты 2-х курсов.

Следующие копинг — стратегии – когнитивные: игнорирование, смирение, диссимуляция, сохранение самообладания, проблемный анализ, относительность, религиозность, растерянность, придача смысла.

Среди адаптивных вариантов когнитивных копинг — стратегий выделяют «проблемный анализ», «сохранение самообладания» — это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей, повышение  самооценки и самоконтроля, наличие веры в собственные силы при преодолении трудных ситуаций. Эти стратегии выбирают студенты старших курсов.

К неадаптивным вариантам относятся: «смирение», «растерянность», «диссимуляция» и «игнорирование» — это пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные возможности. Из всех перечисленных стратегий первые три выбирали студенты младших курсов, а «игнорирование» — студенты третьих курсов.

Следующая группа стратегий это — эмоциональные копинг-стратегии: протест, эмоциональная разрядка, подавление эмоций, оптимизм, пассивная кооперация ,покорность, самообвинение, агрессивность.

К адаптивным  эмоциональным копинг-стратегиям  относят «протест» и  «оптимизм» — это эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям. Протест более выражен у студентов 1-х  курсов, а «оптимизм» у студентов 3-х курсов.

Неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии — «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение» и «агрессивность» — варианты поведения, характеризующиеся подавленным настроением, состоянием безнадежности, покорности или злости с возложением вины на себя и других. Эти стратегии выбирают в основном, студены 1-х и 2-х курсов. Выбор стратегий «покорность» и «самообвинение» полностью отсутствуют у студентов 3-х курсов.

В заключении мы пришли к следующим выводам:

  • В процессе обучения в медицинском колледже увеличивается количество адаптивных форм копинг – стратегий поведения.
  • Студенты третьих курсов чаще выбирают адаптивные формы копинг-стратегий. Условия обучения и воспитания, созданные в нашем учебном заведении способствуют формированию адаптивных форм поведения студентов, что благотворно скажется на их будущей профессиональной деятельности.
  • Исследования свидетельствуют о том, что эффективное применение студентами копинг-стратегий для решения проблем стоящих перед ними создает условия для развития гармоничной личности.
  • Своевременное выявление  и коррекция преодоления трудных  жизненных ситуаций с учетом копинг стратегий студентов — на первом курсе может стать одним из аспектов быстрой адаптации  к новым условиям учебной деятельности и  повышения уровня успеваемости, а по окончании колледжа – соответствовать современным требованиям подготовки специалистов медицинского профиля и быть  успешным в  профессиональной деятельности.

Список использованных источников:

  1. Агазаде Н. Копинг-стратегии во время кризиса. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru
  2. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (coping) поведения // Психологическая диагностика. – 2005. – №2 – С. 57-76.
  3. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн., 2007. Т.18. №5. С. 20-30.

 

 >>>Скачать все материалы публикации